Антикризисный меморандум: Тимошенко сыграла за металлургов. "UGMK.INFO (Украина)". 25 июня 2009
26.06.2009 - 13:28
Правительство однозначно заинтересовано в действии Меморандума, благодаря которому оно поддерживает работу базовой отрасли и одновременно получает контроль над важными для себя сферами – ценообразование на сырье и готовую продукцию, уплата налогов, уровень занятости. Металлурги же, в первую очередь, заинтересованы в максимально низких транспортных тарифах, что позволяет украинской стали оставаться вполне конкурентоспособной на мировых рынках.
24 июня правительство Украины продлило еще на три месяца – до 1 октября 2009 г. действие постановления №925 от 14 октября 2008 г. о мерах по стабилизации ситуации в горно-металлургическом и химическом комплексах страны. Напомним, что постановлением №925 введен ряд льгот для предприятий ГМК и химпрома, в частности – мораторий на повышение тарифов на грузовые ж/д перевозки и электроэнергию, отмену 12% целевой надбавки при продаже газа. Также Кабмин пообещал содействовать снижению цен на основные виды сырья для металлургического производства и сокращению до 5 дней сроков возмещения НДС для экспортеров.
В свою очередь, собственники основных групп и холдингов, управляющих работой предприятий ГМК, обязались не допускать массовых сокращений персонала и снизить внутренние цены на металлопродукцию до уровня экспортных.
Постановление было принято на период до конца 2008 г., однако в 2009 г. его действие дважды продлевалось – до 1 апреля, затем – до 1 июля.
Еще неделю назад, и об этом бизнес портал UGMK.INFO писал 12 июня, продление Меморандума на следующий срок "висело на волоске". Правительство было недовольно тем, что метпредприятия продают прокат в Украине по ценам, которые на 20-40% выше среднемировых. И это в период кризиса, когда платежеспособность потребителей упала до минимума. Особо возмущалась "Укрзализныця" (УЗ), которой ряд поставщиков отгружали металлопродукцию по "докризисным" ценам, получая при этом "кризисные" скидки на перевозку на железной дороге.
Металлурги имели свой список претензий к правительству: экспортный НДС нормально возмещался только в течение нескольких месяцев, уже с весны темпы погашения стали падать и к 1 июня задолженность государства перед метпредприятия достигла 3 млрд. грн.
Произошли отрицательные для ГМК корректировки и в действии других положений Меморандума: "нулевая" целевая надбавка к стоимости природного газа сохранилась только до 1 мая 2009 г., после чего Кабинет министров увеличил ее размер до 2%.
Также с 1 мая введен новый сборник тарифов на транспортировку грузов железнодорожным транспортом, в результате чего затраты предприятий на перевозку увеличились на 4-11%.
Кроме того, и это главное, чего не смогло сделать правительство – так и не были приняты действенные меры для стимулирования внутреннего спроса на металлопродукцию, не была создана координирующая структура по закупкам отечественного проката для нужд Евро-2012 и прочих инфраструктурных проектов.
И все же Меморандум сыграл свою роль, и металлурги это признают. В наиболее сложный период кризиса предприятия ГМК получили возможность снизить издержки и поднять тем самым конкурентоспособность своей продукции.
По данным Минпромполитики, в 1-м квартале 2009 г. только благодаря "замораживанию" ж/д тарифов метпредприятия сэкономили около 150 млн. грн, а с учетом льгот на энергоносители уменьшили себестоимость своей продукции почти на 1 млрд. грн.
Госбюджет и монополии недополучили соответствующие доходы, в частности, по информации гендиректора "Укрзализныци" Михаила Костюка, потери УЗ с сентября 2008 г. по апрель 2009 г. составили 300 млн. грн.
Именно УЗ, Минтопэнерго и НАК "Нафтогаз Украины" активно выступили в июне против продления льгот для металлургов. Последних, в свою очередь, поддержало Минпромполитики, заместитель министра которого С. Грищенко резонно заявил, что "если бы эти льготы не были предоставлены – легли бы эти отрасли, и нечего было бы возить, некому было бы поставлять электроэнергию и природный газ".
Стабилизация работы металлургии с начала 2009 г. удерживает экономику страны от коллапса, поскольку остальные базовые отрасли – машиностроение и строительство – до сих пор находятся в "предынфарктном состоянии". ГМК сейчас дает практически 2/3 промпроизводства, валютной выручки и отчислений в бюджет. Крайне важно, что именно перевозка металлопродукции и сырья для металлургии обеспечивают не только занятость "Укрзализныци", но и работу портов, для которых уголь, кокс, руды, металл и лом составляют от 40 до 50% всех объемов перевалки.
Как раз льготы по обработке грузов металлургической номенклатуры в портах и запросили предприятия ГМК у правительства в торгах вокруг условий продления Меморандума. "Спикер" отрасли – гендиректор ММК им. Ильича Владимир Бойко – заявил, что "порты работали с 300%-й рентабельностью, в то время как мы, металлурги, погибали. Так продолжаться не может".
Сделаем поправку на чрезмерную эмоциональность Бойко, но все же заметим, что только во 2-м полугодии 2008 г. на 58% были увеличены портовые сборы и на 40% – ставки на грузовые работы.
К слову, перевалка грузов через морские торговые порты Украины за 5 мес. 2009 г. снизилась на 20% к АППГ, до 43,2 млн. т. Несмотря на кризис, украинские МТП увеличили прибыль в четыре раза: в 1-м квартале они заработали рекордную сумму – 522,3 млн. грн. Этому способствовали рост тарифов и девальвация гривны в прошлом году.
При этом, за аналогичный период металлургические предприятия Украины получили доналоговый убыток в размере 2,3 млрд. грн. по сравнению с 2,7 млрд. грн. прибыли в 1 квартале 2008 г.
Итак, снижение тарифов на перевалку грузов в украинских портах металлурги выдвинули как обязательное условие для своего согласия на продление Меморандума.
Взамен метпредприятия в очередной раз пообещали, что на внутреннем рынке цены на их продукцию не будут превышать цену для экспорта, причем это положение должно было быть зафиксировано отдельным пунктом.
Официальное решение о продлении Меморандума на следующий квартал дает основания полагать, что компромисс между правительством и металлургами был найден. Вариант №1 – стороны отказались от своих требований (по стоимости металла внутри Украины и портовым тарифам). В то, что Кабмин Тимошенко отказался от возможности влиять на стоимость метпродукции на внутреннем рынке поверить невозможно, поэтому эту версию всерьез не рассматриваем. Вариант №2 – указанные выше "допусловия" внесены в Меморандум, в этом случае вопрос только в том, как они будут выполняться.
О внутренних ценах мы писали мы писали достаточно, здесь все упирается в "добрую волю" металлургов.
Более интересно, каким образом правительство сможет (если оно взяло на себя такие обязательства) снизить цены перевалки грузов в портах. Тарифы устанавливает администрация портов, Кабмин может разве что рекомендовать портам понизить цены. Это официально, а неофициально, понятно, правительство может изыскать рычаги для того, чтобы поспособствовать удешевлению перевалки.
Отметим, что повышение в 2008 г. тарифов УЗ для транзитных грузов и портовых ставок привело к переориентации российского транзита на порты РФ и Прибалтики. По данным департамента управления перевозками ОАО "РЖД", в мае 2009 г. грузопоток из России в порты Украины снизился на 44% по сравнению с прошлым годом – до 1,5 млн. т.
Украинские МТП традиционно переваливали до 50 млн. т в год (докризисные объемы) продукции черной металлургии (металлолом, ферросплавы, чугун, стальной прокат, трубы) однако сейчас должны сражаться за каждую тысячу тонн. Чтобы вернуть транзитные объемы, необходима гибкая тарифная политика, согласованность действий УЗ и портов. Если не снижать стоимость перевозки и перевалки, украинские металлурги тоже частично переключатся на иностранные порты. Некоторые из них, как ММК им. Ильича и Донецкий ЭМЗ, уже вовсю возят свои грузы автотранспортом.
В Кабмине планируют и далее поквартально продлевать действие льгот для предприятий ГМК и химпрома. При всем его несовершенстве, Меморандум остается для правительства одним из немногих эффективно действующих антикризисных инструментов -- UGMK.INFO (Украина)