Падение объемов производства автомобилей в Украине привело к падению спроса на украинский и российский металл
В последние годы уровень национальных экономик принято было оценивать по степени развития в стране автомобилестроения. Не всего машиностроения, а также не аэрокосмической сферы с ее сверхсовременными технологиями, а конкретно этого сегмента. Логика здесь понятна. Продукт это высокотехнологичный и одновременно массовый, объемы выпуска составляют сотни тысяч и миллионы штук в год. В производстве современных автомобилей участвуют предприятия различных отраслей. Для создания машин необходимы опытные и грамотные кадры, а значит, и база для их подготовки. Правда, все это было закономерным, пока не пришел кризис. И теперь автомобилестроение становится лакмусовой бумажкой по определению уровня падения. Сейчас все с надеждой ждут, когда же национальные экономики достигнут дна и начнется выздоровление. Пока, судя по состоянию автомобилестроения, дно еще не достигнуто. Конкретно это подтверждает постоянное снижение продаж легковых машин в большинстве стран мира.
Печальные цифры
Говорить о гигантах автостроения мы не будем. Посмотрим, что же происходит в украинском автопроме, который вышел из советского и является постоянным рынком сбыта для металлургов. То есть, от их работы во многом зависят и заказы метпредприятиям. А далее по цепочке…
Флагманом украинского автопрома справедливо считается Запорожский автомобильный завод, входящий в компанию "Укравто". Давно ушли в историю первенцы предприятия – "горбатые", уходят герои анекдотов "ушастики", подходит к завершению и эпоха "Таврий". Теперь на ЗАЗе выпускается более широкий ряд моделей разнообразных видов. Собственные только "Славуты", да "Сенсы" полностью являются отечественным продуктом. Причем последние – лишь копия всем известного "Ланоса" от компании Daewoo с мелитопольским двигателем.
Но, как известно, авторынок даже в советские времена иногда радовал глаз обывателей непривычными иномарками. Так и сейчас они составляют основную конкуренцию отечественному производителю. Да и реализатору тоже. Впрочем, обратимся к статистике. В мае на украинском рынке было продано 12,7 тысячи новых автомобилей. Это на 74% меньше показателя аналогичного периода прошлого года. Фактически рынок откатился до уровня 2002-2003 годов. Сейчас мы приводим данные по дилерам.
Что касается продаж подержанных авто, то они существенно активизировались. Так, объем операций с "бэушными" легковушками в 2,3 раза превысил аналогичный показатель для новых автомобилей. Тут, собственно говоря, и комментариев особых не нужно.
Но вернемся к тем, кто дает металлургам работу. Тут радоваться нет повода. Хотя и надо оставаться оптимистом. Запорожский автомобилестроительный завод в мае этого года сократил выпуск автомобилей и автобусов в 4,4 раза по сравнению с маем 2008 года – до 5,694 тыс. (в мае 2008 года было выпущено 25,041 тыс.). Разница существенная.
В то же время, всего по Украине за минувший месяц было выпущено 6,501 тыс. автомобилей и автобусов. Так что доля ЗАО "ЗАЗ" превысила 87,6%. В числе выпущенных в Запорожье автомобилей 5,319 тыс. легковых (в 4,6 раза меньше, чем в мае 2008-го), 355 грузовых автомобилей (на 25,6% меньше) и 20 автобусов (в 3,5 раза меньше). Всего в мае в Украине было произведено 6,066 тыс. легковых автомобилей (в 6,2 раза меньше, чем в тот же месяц годом ранее), 370 грузовых машин (падение в 3,0 раза) и 65 автобусов (почти в 15 раз меньше).
Теперь приведем для сравнения апрельские показатели. В апреле ЗАЗ выпустил 4,761 тыс. автомобилей – в 5,8 раза меньше, чем в апреле 2008 года (так что, какой-никакой прогресс есть), в январе-марте 2009-го – 11,543 тыс. (в 6,5 раза меньше, чем за первый квартал 2008 года).
В настоящее время завод выпускает легковые автомобили ЗАЗ, Lanos, Sens, ВАЗ, Chevrolet, грузовые ТАТА, JAC, автобусы малого класса I-Van, запасные части для автомобилей. ЗАЗ продолжает бороться за расширение экспорта продукции, поставляя автомобили в Россию, Египет, Армению, Беларусь, Грузию, Сирию, Индонезию. В этом году запланировано выпустить около 80 тыс. автомобилей и автобусов (в 2008 году – 282,31 тыс.). Вот так-то…. На 200 тысяч меньше.
Хмуриться не надо, "Лада"!
Отметим, что ЗАЗ производит и "ВАЗовские" модели, которые традиционно пользуются спросом у украинского потребителя. Причем, по-прежнему никто эти модели не считает иномарками. Иногда даже возникает путаница. Особенно, при составлении сводок молодыми служащими. Так вот, доля российских автомобилей Lada, лидирующих по продажам на украинском рынке новых легковых автомобилей, в мае 2009 года сократилась до 16%, тогда как в апреле она составляла 21%, а продажи этих автомобилей в мае уменьшились почти на четверть к апрелю.
Эксперты фирмы AUTO-Consulting, занимающиеся исследованиями авторынка, напоминают, что в условиях кризиса автомобилям ВАЗ в Украине предрекалось "безбедное будущее", однако реалии пока отличаются, поскольку украинцы не готовы платить за ВАЗы предлагаемые дилерами цены. Правда, аналогичные тенденции отмечаются и в России, где "АвтоВАЗ" в мае занял всего 23% рынка.
"В Украине же по продажам буквально на "пятки" российским машинам уже наступает корейская Hyundai, по данным AUTO-Consulting, занявшая в мае 9,56% рынка (по итогам 2008 года доля этого автобренда составила более 7,3% – ИФ)". При этом, эксперты обращают внимание на то, что в Украине представлен практически весь модельный ряд ВАЗов, начиная с ВАЗ-2107 и заканчивая хэтчбеком ВАЗ-2172. Кроме того, на рынке присутствуют ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099 запорожского производства, а также ВАЗ-2110 и ВАЗ-2111, которые выпускаются черкасским автозаводом "Богдан". Какой же они делают из всего этого вывод?
"Уже очевидно, что без нестандартных решений "вырулить" ситуацию на украинском рынке не удастся, а надежды на окончание стоков у конкурентов могут и не оправдаться. "АвтоВАЗу" нужны новые покупатели, новые модели и новые идеи", – считают в AUTO-Consulting. В компании отмечают, что из моделей украинского производства относительно неплохо продаются лишь ВАЗ-21099, а вот "десятка" завода "Богдан" пока не позволяет расширить сбыт с учетом высокой конкуренции с ЗАЗ Lanos и рядом моделей китайского производства.
Импортируемая Lada Priora 2009 года выпуска по цене 74,12 тыс. грн. также не нашла отклика в новых условиях, хотя в прошлом году расходилась неплохо. Эксперты группы отмечают, что в салонах появились Priora и с кондиционером, но их цена (83,38 тыс. грн.) вплотную приближается к стоимости украинской Hyundai Elantra XD. Проигрывает на фоне "китайцев" и Lada Kalina, за которую в этом году просят 60-70 тыс. грн.
Опрошенные AUTO-Consulting дилеры ожидают активизации спроса на продукцию "АвтоВАЗа" после окончания "войны скидок" на модели 2008 года на рынке, однако в группе предполагают, что причина спада продаж не только в этом.
Вот были планы…
Да, цифры – как выпуска, так и продаж – печальные. Особенно в разрезе еще недавних планов по расширению производственных мощностей. На другом берегу Днепра было решено строить еще одну площадку по выпуску автомобилей. Даже было выделено место под строительство в районе Института масличных культур, который находится рядом с трассой на Днепропетровск. Стратегически довольно удобное место. С учетом перспектив развития не только предприятия, но и всего региона.
В планах компании намечалось довести производство автомобилей, автобусов и грузовиков до 350-400 тыс. в год, тогда как на тот момент мощности ЗАЗа составляли 150 тыс. и приближались к пределу. Перспективы же роста авторынка Украины приближались к 1 млн. в год, а доля "Укравто" должна была составлять 35-40%. Первый этап предусматривал создание мощностей по выпуску 150 тыс. автомашин в год с перспективой дальнейшего развития и высвобождения городской площадки под выпуск запчастей. Только первый этап, рассчитанный на 10-15 лет, предполагал создание 5 тыс. дополнительных рабочих мест. И $300 млн. инвестиций. Сейчас же на ЗАЗе идут сокращения и прочие неприятные процедуры.
Тем не менее, запорожцам вновь на помощь пришли представители Южной Кореи. Как ранее Daewoo помогло возродить украинское автомобилестроение, так сегодня известный бренд КІА (относится к группе Hyundai) скоро появится на территории автозавода в Запорожье.
Недавно в присутствии премьер-министра Юлии Тимошенко состоялась встреча представителей двух сторон, где обсуждались перспективы организации производства некоторых моделей КІА на мощностях ЗАЗа. Для KIA это способ снизить себестоимость продукции приблизительно на 25%, а в перспективе – экспортировать собранные автомобили в страны Евросоюза. Причем, рассматриваются варианты сборки не только в Запорожье, но и на других предприятиях "Укравто". На первом месте находится целесообразность, так что возможны варианты. Пока же площади ЗАЗа выглядят наиболее привлекательно. Ведь "Укравто" владеет также и предприятием в ЕС. Это – Fabryka Samochodow Osobowych в Варшаве. Компания также является одним из крупнейших дилеров в стране.
Сотрудничество "Укравто" и KIA Motors началось еще в апреле, когда южнокорейский производитель после 13 лет работы с корпорацией "Богдан" заключил дистрибьюторское соглашение с "Укравто". Богдановцы объясняли это кризисной ситуацией на рынке продаж.
Специалисты полагают, что на мощностях "Укравто" KIA наладит пока только крупноузловую сборку автомобилей, так как открытие полноценного производства – слишком трудоемкий процесс. Тем более, что методом крупноузловой сборки сейчас собирают всю продукцию ЗАЗа за исключением Lanos и Opel. Ну, и собственные модели, естественно. Так что предположить, какие модели будут выходить с конвейера ЗАЗа довольно просто. Это Cerato, Rio, Magentis и другие, которые ранее производились на мощностях "Богдана".
По мнению гендиректора Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олега Назаренко, в перспективе KIA может поставлять собранные в Украине автомобили в страны Евросоюза. "Украина в скором времени может подписать договор о зоне свободной торговли с ЕС, соответственно, у компании будет беспрепятственный выход в Европу", – отмечает Олег Назаренко.
Вклад металлургов
Конечно, для металлургов варианты крупноузловой сборки не так перспективны, как собственное производство. Но, в любом случае, лучше такое производство, чем застой. Ведь металл нужен при любом производстве, не говоря уже о создании новых мощностей, для его требуются новые корпуса, элементы инфраструктуры и др.
Планируемое расширение ЗАЗа обнадеживало и металлургов Запорожья. Как известно, металл "Запорожстали" широко используется для машиностроения. Потому в свое время и принято было решение о строительстве автозавода рядом с металлургическими и энергогенерирующими предприятиями. Легендарная "Победа" изготовлялась (хоть и не в Запорожье) из "запорожсталевского" металла. И ее прочность до сих пор восхищает автолюбителей. А вот сегодня запорожские машины используют, в основном, российский и западный металл, качество которого лучше.
Поэтому "запорожсталевцы" поставили себе задачу довести уровень качества своей продукции до европейского, а доставить его в другой конец города – на ЗАЗ – станет уже более простой задачей. Хотя и сегодня большая доля запорожского металла входит в состав отечественных автомобилей, а также троллейбусов и автобусов. Пусть не на внешний корпус, зато при изготовлении внутренних деталей он используется в значительном количестве. Но кузов все-таки – это лицо автомобиля. Поэтому и ведется работа, чтобы создать отечественный автомобиль из отечественных материалов. Правда, жизнь сейчас такая, что его себестоимость может оказаться выше, чем из импортных аналогов.
Впрочем, за рынок надо бороться. Прежде всего, качеством. Что сейчас и пытаются делать на основных металлургических предприятиях России и Украины. -- Русмет