Японцы и корейцы согласились на 33% снижение цен на железную руду, тогда как с позицией Китая пока ничего не понятно. Мне понятно, почему ничего не понятно.
Когда пишешь о ценах на железную руду, по многолетней привычке пальцы так и выстукивают на клавиатуре компьютера слово "повышать". Однако сегодня, и, пожалуй, это единственное, за что могут благодарить кризис металлурги, цены на железную руду гораздо ниже, чем скажем еще полгода назад. Разумеется, цены по годовым контрактам оставаться на прежнем уровне тоже не могут – вопрос стоял один – насколько снизятся цены. Китай поначалу был настроен на 82% снижение (уровень 5-6 лет назад), однако после пересмотрел свою позицию в более реалистическую сторону. Сегодня, по различным данным, китайскую сторону удовлетворит снижение цен на 40-55%.
Как всегда, первыми "прогибаются" металлурги Японии, Южной Кореи и Тайваня, которые согласились на 33% снижение цен. Эти страны всегда соглашаются первыми – им руда нужнее всех, а своего сырья нет. Китай, конечно, раньше тоже зависел от импорта, однако пытался лоббировать свои "особые" интересы, козыряя объемами закупок. Впрочем, каждый год китайские металлурги возвращались с переговоров в очень грустном настроении. Не могу утверждать на 100%, что специальных условий для китайских металлургов не было – у меня есть определенные сомнения, однако официально, по крайней мере, китайские металлурги были поставлены в те же самые условия, что и их зарубежные коллеги.
С Китаем ситуация непростая. Во-первых, Китай проигрывал в переговорах последние три года и сегодня страна намерена отыграться. Независимое агентство SBB отрапортовало о том, что китайцы скорее примут аналогичные условия со стороны Rio Tinto (33% снижение), но мне как-то сложно в это поверить (и уже 4 дня никто не может подтвердить эту информацию). Разумеется, китайцы непредсказуемы, и предугадать решения руководства китайских компаний возможностей не представляется, однако согласиться практически сразу на "аналогичные" условия, особенно сегодня, когда рынок находится далеко не в лучшем состоянии, было бы странно. Кроме того, спотовые цены сегодня (а Китай сегодня работает на спотовом рынке как никогда активно) в среднем на 40-45% ниже, чем контрактные цены. Не думаю, что Китай действительно может согласиться на подобные условия.
Во-вторых, Китай всячески показывает, что сегодня вопросы импорта руды его особо не интересуют. Китай и переговоры проводит не так активно, как это было в прошлом году, да и руды сегодня в Китае слишком много – по состоянию на конец мая в китайских портах (крупнейших портах) скопилось порядка 75 млн т руды (по неофициальным – более 90 млн т). По данным китайской ассоциации чугуна и стали, объемы импорта руды за первые 4 месяца текущего года превышают потребности местных компаний на 27 млн т, а объемы импорта железной руды выросли даже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда никакого кризиса еще и в помине не было.
В-третьих, горнодобывающие компании были едины во время экономического роста, кризисы же зачастую сорят даже самых близких друзей. Сегодня рудари уже не "большая тройка", сегодня они просто три крупные компании, каждая из которых тянет одеяло на свою сторону. RioTinto заключает контракты с японцами и корейцами, BHP Billtion хочет ввести специальную систему индексов для определения цен (в отношении контрактов с Китаем), какой позиции придерживает на самом деле CVRD – мне понять сложно. Продажи компании сокращаются (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – более чем на половину), да и логистическая нагрузка сегодня не благоволит экспорту руды в Китай. Китай не особенно и горюет, австралийская, индийская, да и своя руда вполне обеспечивают нужды потребителей.
BHP Billiton пытается ввести новую систему определения цен, а именно систему, основанную на индексах цен, которая будет рассчитываться ведущими мировыми агентствами. Казалось бы, весьма неплохо, цены, таким образом, буду максимально приближены к споту, таким образом, потери обеих сторон можно будет свести к минимуму. Однако нет, Китай быстро прочувствовал попытку пойти на мировую, и отверг данные предложения (что, как мне кажется, может свидетельствовать о том, что Китай ожидает роста цен на железорудное сырье уже в этом году).
Еще одно подтверждение китайских ожиданий, да и не только китайских – Rio Tinto поставила условие, что переговоры по ценам на руду должны завершиться в конце июня текущего года, в противном случае вся руда будет продаваться на спотовом рынке. Если расценивать сегодняшнюю ситуацию, то она более выгодная для Китая, так как спотовые цены ниже на 40-45%, чем прошлогодние, однако, Китай, почему то, и эта перспектива не обрадовала. Опять же, аналитическими методами можно предсказать, что, по мнению китайской стороны, цена на руду должна вырасти осенью этого года.
Очевидно, что никто не хочет терять деньги. Китай хочет приравнять цены на следующий год к сегодняшним спотовым, тогда как горнорудные компании пытаются подстраховаться и выиграть 5-7% скидки. Проблема только в том, что Китай находится в более выгодном положении. Во-первых, не надо забывать про перепроизводство сырья в текущем году, а, следовательно, к мнению покупателя будут прислушиваться более внимательно (от чего рудари уже отвыкли за последние годы). Во-вторых, китайские компании с каждым годом наращивают объемы инвестиций в зарубежные месторождения, и лет через 5-10 мнение ведущих мировых горнорудных компаний не будет играть для Китая серьезной роли. В-третьих, порты переполнены рудой, свои месторождения работают не то чтобы в половину – в треть силы, а индийские рудари, в разгар кризиса, мечтают о дополнительных поставках в Китай. А вот у горнодобывающих компаний козырей нет.
Я, конечно, готов поверить в то, что Китай может согласиться на 33%. Но тогда одно из двух – либо это блеф, который будет прикрыт "официальными соглашениями" и красивыми словами, либо же китайские аналитики понимают в своей же китайской металлургии еще меньше, чем я, а, следовательно, их давно всех пора отправить на биржу труда. А я с удовольствием приду на их место… И меньше, чем 45% пусть эти австралопите…, простите, австралийцы, от меня и не ждут. -- Русмет