Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 08.06.2009

Уязвимый толстый лист. "Русмет". 8 июня 2009

08.06.2009 - 15:37
Спрос на толстолистовую сталь вряд ли повысится, как минимум, до будущего года

В конце мая – начале июня многие производители плоского проката в России, США, ЕС, странах Восточной Азии осуществили повышение цен на горячекатаные рулоны или анонсировали его на июль. В целом среди участников рынка распространены оптимистичные ожидания увеличения спроса на стальную продукцию уже в начале второго полугодия.

Пока трудно сказать, насколько оправданы эти надежды (возможно, многих будет ждать в следующем месяце весьма неприятный сюрприз), однако на рынок толстолистовой стали все эти обнадеживающие прогнозы не распространяются. Потребление этой продукции сократилось в наибольшей степени из-за упадка в тех отраслях, где она шире всего применяется, – машино- и судостроении, строительстве, энергетике. Из-за падения цен на нефть резко сократились инвестиции в сооружение новых ветровых электростанций, которые ранее были важным источником спроса на толстый лист в Европе и США.

Наиболее тяжелая ситуация сложилась, пожалуй, в судостроении. Китайские верфи в мае вообще не заключили ни одного контракта, хотя еще в сентябре прошлого года на предприятиях отрасли были размещены заказы на строительство судов совокупным дедвейтом (общей грузоподъемностью) в 6,93 млн. т. По оценкам китайской компании China Securities Co Ltd, в течение первых пяти месяцев 2009 года во всем мире судостроительные предприятия получили заказы на 1,6-1,7 млн. т дедвейта, а за весь год этот показатель составит не более 10 млн. т. Для сравнения, в рекордном 2007 году только Китай получил новые заказы на суда общим дедвейтом в более 98 млн. т, а во всем мире портфель заказов превысил 200 млн. т.

Ситуация осложняется тем, что бум 2005-2008 годов в мировом судостроении и строительстве привел к запуску большого числа проектов в сфере производства толстолистовой стали. В частности, в Китае в 2008 году в строй вошли новые производственные линии мощностью 9,5 млн. т этой продукции в год, а в течение 2009-го и первой половины 2010-го к ним добавятся еще более 20 млн. т. При этом, по большей части, новые линии предназначены для выпуска листа шириной более 2800 мм. Крупные проекты аналогичной направленности реализуются в настоящее время в Японии и Корее, а в России в середине 2000-х началось возведение сразу трех станов-"пятитысячников", хотя их совокупная производительность значительно превышало потребности экономики.

В результате в настоящее время мощности по производству толстолистовой стали повсеместно оказались избыточными. В Китае в первом квартале было выпущено 2,8 млн. т судостроительного листа, что на 42,4% меньше, чем в тот же период предыдущего года. Большие потери понесли и украинские производители, сократившие поставки на 40% и более.

В целом именно украинская толстолистовая сталь остается самой дешевой на мировом рынке. Пальму первенства здесь держит "Донецксталь", предлагающая свою продукцию всего по $380-400 за т FOB. Другие украинские производители в начале июня котировали коммерческие сорта на уровне $430-450 за т FOB, а судостроительную сталь – $450-470 за т FOB.

При этом серьезного ценового преимущества у украинских поставщиков нет. В Европе внутренние цены в долларовом эквиваленте (с учетом повышения евро до более $1,42) составляют $500-550 за т CFR/DAF, причем, спрос остается минимальным. Складские резервы толстолистовой стали, по оценкам европейских специалистов, превышают трехмесячный уровень потребления. И производители, и дистрибуторы продают материал, как правило, малыми партиями со сжатыми сроками доставки и практически по одним и тем же ценам.

Аналогичная ситуация и в США, где резервы превышают четыре месяца потребления. Импорт сократился от 102,2 тыс. т в январе 2009 года до 23,4 тыс. т в апреле. Некоторые американские трейдеры заявляют о готовности покупать крупные партии толстого листа за рубежом, но предлагают цены на сорт А36 на уровне $460-485 за т CIF.

В Восточной Азии толстолистовая сталь остается одной из главных статей китайского экспорта стали. В мае китайские компании, порой, предлагали коммерческий толстый лист в Корею по $400-420 за т FOB, но к июню цены стабилизировались на уровне $450-480 за т CFR. Примерно, по такой же цене продают аналогичный материал и другие поставщики. Котировки на судостроительную сталь близки к $500 за т CFR.

На Ближнем Востоке спрос на толстолистовую продукцию также невысокий, к тому же, этот регион привлекает поставщиков как из Европы/СНГ, так и из Восточной Азии. В конце мая – начале июня цены на украинскую продукцию составляли около $460-470 за т CFR, а продукция из Индии и Кореи поставлялась в Иран и ОАЭ по $460-500 за т CFR.

Очевидно, спрос на толстолистовую сталь будет восстанавливаться дольше и труднее, чем на прочие виды стальной продукции. Для этого потребуется не только выход экономик крупнейших стран мира из кризиса, но и восстановление инвестиционной активности в промышленности и горно-добывающем комплексе. Учитывая огромные размеры резервных мощностей в этих отраслях и возможное долгосрочное сокращение потребительского рынка, ведущее к снижению спроса на ресурсы, возвращение этого сектора к докризисным показателям, возможно, потребует не менее 3-6 лет.

В то же время, у производителей толстолистовой стали, при условии сохранения текущих низких объемов производства, есть неплохие шансы на повышение цен в четвертом квартале текущего года. Ожидается, что к тому времени несколько оживится спрос на другие виды листовой стали, что вызовет подъем во всем секторе плоского проката. При этом, наиболее перспективными рынками будут, скорее всего, Европа и Ближний Восток, но не Восточная Азия, где свои позиции будет удерживать Китай. -- Русмет

Новости по этой теме

В Новости

Всего новостей  157929

ГОД:
МЕСЯЦ:
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
6
7
13
14
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>