Новые приключения антикризисного Меморандума. "Русмет". 21 мая 2009
21.05.2009 - 14:06
В середине мая страсти вокруг Меморандума, с трудом перезаключенного Кабмином Украины и украинскими металлургами и химиками месяц назад, неожиданно снова накалились
А железная дорога – против!
а майском балансовом совещании по ГМК в Днепропетровске привычный "разбор полетов" неожиданно взорвал заместитель начальника главного коммерческого управления государственной администрации железнодорожного транспорта "Укрзализныця" Юрий Меркулов. "Мы категорически против продления моратория на повышение тарифов на грузовые перевозки для предприятий горно-металлургического комплекса и выступаем за его скорейшую отмену, – заявил он. Как известно, мораторий на повышение цен на грузоперевозки по железной дороги для предприятий химической и горно-металлургической отрасли является частью Меморандума о взаимопонимании, подписанного топ-менеджерами предприятий двух базовых отраслей украинской экономики и правительством страны.
Свою позицию представитель "Укрзализныци" мотивировал просто. Согласно договоренностям, закрепленным в Меморандуме, украинские метпредприятия взяли на себя обязательства продавать свою продукцию железной дороге по ценам не выше экспортных. В обмен на это "Укрзализныця" обязалась не поднимать тарифы на грузовые перевозки для металлургов. Причем, если "Укрзализныця" свои обязательства выполняет, то металлурги – нет.
В качестве примера Юрий Меркулов привел решение "Укрзализныци" от 5 мая 2009 года, которым для предотвращения роста тарифов на перевозку грузов ГМК и химпрома, государственная железнодорожная монополия сохранила тарифы на перевозку грузов на средние расстояния для предприятий отрасли. "В то же время, цены на металлопродукцию украинских метпредприятий на внутреннем рынке, в том числе для железнодорожников, по-прежнему превышают экспортные, – заявил он. – И их снижения на продукцию, которую мы потребляем, нет…". Примечательно, что демарш "Укрзализныци" немедленно был поддержан НАК "Нефтегаз Украины" и Минтопэнерго, которые официально обратились в Кабмин с соответствующей просьбой…
Память ни о чем
Как известно, сам Меморандум о взаимопонимании с руководителями металлургических предприятий (прозванный также "антикризисным" – прим. авт.) родился в результате длительных и тяжелых переговоров между правительством Украины и владельцами и руководителями крупнейших горно-металлургических компаний. Результатом компромисса сторон послужило постановление Кабмина № 925 от 14 октября 2008 года и Меморандум о взаимопонимании от 10 ноября 2008 года.
В итоге ГМК Украины формально получили от правительства серию льгот. В частности, Кабмин заморозил для предприятий отрасли тарифы на электроэнергию и железнодорожные перевозки, а также освободил их от уплаты целевого сбора на природный газ. 17 ноября 2008 года аналогичный Меморандум Кабмин подписал и с ведущими химическими предприятиями Украины. Таким образом, льготы были расширены и на эту отрасль.
Примечательно, что изначальный текст Меморандума был престранным. Большинство обязательств, взятых на себя сторонами, были невыполнимыми априори. В частности, правительство брало на себя обязательства: направить рефинансирование банков на кредиты для ГМК, увеличить спрос на металлопродукцию на внутреннем рынке, внести изменения в инвестобязательства собственников предприятий ГМК, ввести мораторий на рост ставок на пользование недрами. Из этого перечня не было выполнено… ничего. Металлурги и химики отвечали Кабмину, в общем, той же монетой. Первоначально они пообещали: сохранить производство в установленных объемах и уровень занятости на предприятиях, сократить цены на металлопродукцию для государственных монополий. И тоже не выполнили ничего. Таким образом, если посмотреть на вещи реально, то Меморандум свелся к нескольким договоренностям.
Доноры и акцепторы Меморандума
Предприятия ГМК, в частности, обязались реализовывать сырье на внутреннем рынке по цене не выше мировой. Реализацию конкретно этого пункта государство в лице Кабмина проконтролировало введением регистрации цен на сырьевую продукцию ГМК.
Со стороны Кабмина реально выполнялись только обязательства снять надбавку на поставляемый предприятиям природный газ и ввести мораторий на рост грузовых тарифов на железной дороге и цен на электроэнергию. Если учесть резкое снижение потребления газа и электроэнергии метпредприятиями в условиях серьезного падения объемов производства, а также удешевление самого газа, то ключевым фактором здесь можно считать стабильные железнодорожные тарифы.
Т.е. фактически Мораторий, по сути, свелся к двум вещам. С одной стороны, "Метинвест" удерживал цены на железорудное сырье, а с другой "Укрзализныця" не повышала "плату за провоз багажа". Все остальные пункты Меморандума стороны откровенно игнорировали. Нетрудно догадаться, кто именно оказался самым недовольным этим самым Меморандумом.
По данным "Укрзализныци", с сентября 2008 года по апрель 2009 года скидка на перевозку ЖРС на внутреннем сообщении составляла 17,94%, кокса – 17,92%, черных металлов (на внутреннем и экспортном направлениях) – 8,8%. Т.е. железная дорога теряла серьезные деньги. Так, по данным Минпромполитики, благодаря действию моратория предприятия горно-металлургического комплекса только в период ноябрь 2008 – март 2009 года сэкономили на железнодорожных тарифах около 150 млн. грн. ($19,5 млн.). С другой стороны, министр транспорта Иосиф Винский в середине апреля 2009 года привел такие данные: убытки "Укрзализныци" от падения объемов перевозок и сдерживания тарифов на них в четвертом квартале 2008 года оцениваются приблизительно в 1,2 млрд. грн., а в январе 2009 года – 140 млн. грн.
При всем при этом, некоторые металлурги были все равно недовольны тарифной политикой "Укрзализныци". Так, представители Донецкого электрометаллургического завода (бывший "Истил (Украина)") заявили о необходимости… зафиксировать ставки на грузовые железнодорожные перевозки. "Нашими прямыми конкурентами являются заводы России, при этом, для них доставить продукцию из Сибири к порту на Черном море по стоимости все равно, что с Донецкого региона в Одессу" – заявили на заводе.
Что же касается второго потенциального донора, то еще в начале марта 2009 года представители "Метинвеста" заявили, что "за три месяца действия Меморандума ущерб компании от дотирования отрасли через снижение цен на ЖРС составил около $120 млн." и что "никакого позитива для себя в Меморандуме она не усматривает". Интересно, что недовольство "Метинвеста" поддержали многие другие украинские меткомпании. Правда, причина их недовольства была иной: несмотря на закрепленное в Меморандуме обязательство возмещения экспортерам НДС в пятидневный срок, объем невозмещенного НДС на 1 января 2009 года достиг 2,5 млрд. грн. (почти $325 млн. по официальному курсу Нацбанка Украины)., а на конец марта 2009 года – так и вовсе 3 млрд. грн (почти $390 млн.).
Еще два месяца счастья
Попытки металлургов урегулировать с правительством до продления Меморандума вопрос о возмещении НДС экспортерам привели к тому, что документ вовремя продлен не был. Действие своего постановления № 925 Кабмин Украины продлил не 1-го а 14 апреля 2009 года. Двухнедельной паузой в действии Моратория оперативно воспользовалась "Укрзализныця" и немедленно повысила тарифы на грузовые перевозки для ГМК на 17,7%, а для химической отрасли – на 8,8%. Тем не менее, несмотря на то, что стороны, заключившие Меморандум, оказались сплошь не довольными реализацией заложенных в нем обязательств, а аналитики рынка металлопродукции в один голос заявили, что документ практически не достиг ни одной из поставленных перед ним задач, в середине апреля 2009 года действие Меморандума было продлено, правда, лишь на два месяца – май-июнь. По истечении этого срока Меморандум либо будет опять продлен, либо прекратит свое действие. Причем, вероятность второго исхода весьма вероятна, так как ситуация вокруг выполнения условий Меморандума лишь ухудшается.
Что касается правительства, то оно уже традиционно не довольно ростом цен на металлургическую продукцию для внутреннего потребителя. "В ближайшее время Минпромполитики вместе с Минэкономики Украины проведет совещание относительно состояния выполнения условий Меморандумов, подписанных в конце прошлого года, поскольку некоторые пункты этих документов не выполняются подписантами, – заявил в начале мая 2009 года на очередном заседании коллегии своего министерства министр промышленной политики Украины Владимир Новицкий. – По результатам анализа выполнения нормативных актов, в частности, предприятиями горно-металлургического комплекса не полностью выполнены условия Меморандума, а именно повышены цены на металлургическую продукцию, что отрицательно сказалось на объемах ее реализации".
Скорее всего, не будет положительных сдвигов и в вопросе быстрого (о своевременном уже никто и не говорит) возмещения НДС по экспортным сделкам металлургам. Причина – якобы наметившееся улучшение ситуации в ГМК Украины и прогнозы положительной ее динамики на ближайшие месяцы, которые делают льготы для ГМК, по мнению Кабмина, уже не такими необходимыми для выживания отрасли.
"В ближайшие 3 месяца мы действительно прогнозируем увеличение дневной выплавки на украинских металлургических предприятиях на 5-8% в месяц и сохранение рентабельности по EBITDA крупнейших украинских меткомбинатов на уровне 15-20%", – сообщил аналитик компании Phoenix Capital Евгений Дубогрыз. Однако подобные прогнозы могут и не сбыться. Текущую ситуацию на валютном рынке Украины иначе как "подставой" для металлургов и не назовешь.
Поможем… вылететь в трубу
Как известно, относительная стабильность украинской гривны на уровне 8 грн. за доллар в сочетании с некоторым улучшением мировой конъюнктуры в первом квартале 2009 года позволили украинской металлургии предпринять рывок по выходу из кризиса. Так, экспорт стали из Украины в первом квартале 2009 года вырос на 15% по сравнению с последними тремя месяцами 2008 года. Однако в этот момент Нацбанк Украины во взаимодействии с Кабмином… обвалили доллар в Украине. Для этого Нацбанк потребовал от украинских банков формировать в гривне резервы под кредиты, выданные в валюте. Другими словами, он потребовал от них продать всю сумму резервов по валютным кредитам. Как следствие доллар в Украине немедленно упал с отметки 8-8,2 грн. до уровня 7,5-7,6 грн. В результате еще не известно, не позавидуют ли те металлурги, кто смог заключить контракты на поставки металла на экспорт, тем, кто этого не смог. Ведь вся экономика сделок заключалась исходя из курса доллара 8 грн., а теперь экспортерам придется продавать вырученные доллары по 7,5 грн.
В дополнение к этому Кабмин, видимо, все же намерен реализовать свои планы по повышению стоимости коксующегося угля производства государственных шахт от $50 до $110 за т (без НДС). Как показывает практика, обязательства, задекларированные в Меморандуме, не слишком обременяют Кабмин. К примеру, уже в 2009 году вопреки обязательствам были повышены отчисления в бюджет по базовым нормативам за пользование недрами. Правда, коснулось это в основном монопольного производителя ЖРС в Украине "Метинвеста", который в лице меткомбината "Азовсталь" отказался снижать цены на металл для "Укрзализныци".
Подождем до июля
Так или иначе, но пока Кабмин не намерен идти на поводу у госмонополий и немедленно "взрывать" Меморандум. Комментируя соответствующее обращение этих структур, заместитель министра промышленной политики Сергей Грищенко, заявил, что Кабмин не будет лишать металлургов льгот. "Я понимаю, что там, где металлурги, образно говоря, нашли, там транспортники потеряли, – заявил он. – С другой стороны, если бы эти антикризисные меры для ГМК не были приняты, то ситуация была бы еще хуже, и им вообще было бы нечего возить, и потреблять природный газ тоже было бы некому".
В то же время, министр признал, что необходимо "дополнительное балансирование интересов ГМК и государственных корпораций". Каким это балансирование может быть, недавно озвучил бывший генеральный директор "Укрзализныци" Зенко Афтаназив. По его мнению, выходом из сложившейся ситуации могут стать обязательства предприятий дотируемых отраслей компенсировать понесенные убытки железнодорожников в будущем. "Укрзализныцю" можно использовать как свежую кровь для поднятия металлургии и химического комплекса, – предложил он. – Но впоследствии компания должна получить компенсацию". Это и может оказаться последней каплей. Вернее, последним гвоздем… -- Русмет