Больше четырех месяцев потребовалось государству, чтобы понять, что механизм поддержки предприятий с помощью госгарантий провалился. 300 млрд руб., необходимые многим компаниям, зарезервированы, но лежат мертвым грузом. Ни копейки из них не использовано. Накануне Медведев признал, что "с этой темой получилось, мягко говоря, неблестяще". Никого не обвиняя, он намекнул на то, что для банков данный механизм неубедителен. Банки, которым ранее был выделен почти 1 трлн руб. в качестве поддержки, не согласны брать на себя хоть какие-то риски за 300 млрд руб. Широко разрекламированная поддержка оказалась всего лишь успокоительной для предприятий и общества пилюлей.
Список "счастливчиков" из 295 компаний был опубликован еще в конце прошлого года. В него попало 21 уральское предприятие и 18 – работающих в Свердловской области. Казалось, что вопрос решен. В некоторых случаях даже были определены размеры госпомощи. Так, авиакомпания "Уральских авиалиний" рассчитывала на кредитную линию в 1,2 млрд руб., которые намеревалась потратить на обновление парка воздушных судов. Однако, как заявили в пресс-службе авиакомпании, деньги не получены. В пресс-службе Челябинского трубопрокатного завода рассказали, что заявка ЧТПЗ одобрена в Минпромторге, но дальше дело не идет. Деньги не дошли и до Корпорации "ВСМПО-Ависма", хоть она и входит в состав "Ростехнологий". "Евраз Холдинг" в конце 2008 года получил кредит от ВЭБа на сумму $800 млн. Но, как пояснили Накануне.RU в пресс-службе холдинга, вопрос о кредите был решен до того, как компания попала в список системообразующих. Кредит получило и предприятие "Мечела" "Ижсталь" (стальная группа также значится в заветном списке). Но это частный случай за рамками механизма госгарантий, так как решение принято после визита Дмитрия Медведева в Ижевск.
А система госгарантий в том виде, в каком анонсировалась, оказалась фикцией. В одной из компаний Накануне.RU заявили, что по нескольким российским предприятиям вопрос о выдаче кредитов был решен положительно, но по техническим причинам деньги до компаний так и не дошли. Другие компании пока лишь прошли предварительные комиссии, но до заветной цели этим предприятиям так же далеко как и тем, у кого деньги были почти в кармане. Почти – здесь ключевое слово.
Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе министерства промышленности, энергетики и науки Свердловской области, лишь 11 компаний прошли предварительные комиссии, где решался вопрос о выдаче кредитов. Среди них НПК "Уралвагонзавод", Каменск-Уральский металлургический завод, Русская медная компания, УГМК-Холдинг, Трубная металлургическая компания, "Евраз Холдинг" (включая НТМК и Качканарский ГОК), Кировградский завод твердых сплавов, Корпорация ВСМПО-АВИСМА, Первоуральский новотрубный завод (в составе ЧТПЗ), авиакомпания "Уральские авиалинии" и аэропорт "Кольцово". "До настоящего времени ни одному из предприятий, включенных в Перечень системообразующих организаций РФ, не была оказана государственная поддержка", - подчеркнули в пресс-службе.
Процесс рассмотрения заявок происходил, как признавали сами чиновники, крайне медленно. Так, в конце марта нынешнего года уральский полпред Николай Винниченко во время визита в Екатеринбурга вице-премьера Сергея Собянина призвал Правительство РФ ускорить процесс рассмотрения заявок предприятий. Однако после последних заявлений Медведева стало ясно, ускоряй – не ускоряй, толку немного, ведь банки не собираются выдавать кредиты на существующих условиях.
Все дело в рисках. Изначально было предложено выдавать кредиты под субсидиарную ответственность, сейчас – под солидарную. В первом случае, если предприятие не возвращает кредит, то банк вначале должен попытаться взыскать средства с должника, а уже потом, если тот не в состоянии заплатить по обязательствам – с государства. В общем, это дополнительные хлопоты, издержки и потеря времени. Во втором варианте, если кредит не возвращается, банк спокойно требует деньги с государства, а уже оно разбирается с неплатежеспособным или нерадивым предприятием.
"По сути, банки не заинтересованы в том, чтобы доказывать неплатежеспособность каких-либо из стратегически важных предприятий. Новая редакция, когда по факту выплачивается гарантированная сумма, а доказательство неплатежеспособности ложится не на банки, более приемлема. Это один из реально действующих инструментов, чтобы запустить кредитование стратегически важных предприятий. Когда экономическая конъюнктура в стране ухудшается, банку невыгодно выдавать заведомо плохой кредит. Если банк будет знать, что ему в любой момент вернут деньги, он станет кредитовать", - высказал Накануне.RU свое мнение аналитик компании "Брокеркредитсервис" Денис Мухин.
Однако что получается? В свое время государство вливало в банковский сектор огромные деньги (почти 1 трлн руб.), которые многие кредитные учреждения успешно использовали в валютных спекуляциях и игре против рубля, а теперь, когда неплохо было бы получить отдачу, банки отказываются брать на себя минимальные риски. Банки, конечно, понять можно. "Государство, выдавая деньги банку, перекладывает ответственность за возврат на банк. Если государство выдало деньги банку, банк – предприятию, а предприятие их не вернуло, виноват банк, спрос будет с него", - говорит Денис Мухин. Но ведь такие кредиты не являются изначально безнадежными. Даже если предприятие их не вернет, рано или поздно банк получит их с государства. Речь идет лишь о дополнительных хлопотах для кредитного учреждения.
"Государство, как показывают последние события, не в силах справиться с банками, даже если они номинально принадлежат ему. Банки можно понять: в условиях массового спада и ухудшения конъюнктуры они не заинтересованы в кредитовании реального сектора экономики, - им гораздо выгоднее вкладывать средства в фондовый рынок, как еще в январе было выгоднее вкладывать в валюту. В этих условиях государство должно ставить банки в жесткие рамки, так как оно, предоставляя им средства, имеет право требовать конкретных направлений применения этих средств. Однако оно, судя по всему, просто не хочет мараться", - отмечает руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин.
Новый же механизм, когда банки смогут сразу же получить невозвращенные деньги с государства, похоже всех устраивает: и банки, и предприятия, и правительство, раз уж оно согласилось на это. Как заявили Накануне.RU в Российском союзе промышленников и предпринимателей, РСПП в апреле уже предлагал переход от субсидиарной ответственности государства (гарантия государства вступает в силу после длительной процедуры банкротства компаний) к солидарной ответственности. Поэтому в РСПП, конечно же, довольны, что их предложение услышано.
Тем не менее, Михаил Делягин считает, что в новом механизме кроется определенная опасность. "В условиях фактического отсутствия у государства финансового контроля такой порядок означает возможность выдавать заведомо невозвратные кредиты, что будет способом ограбления государства, а не кредитования реального сектора. Солидарная гарантия в условиях сегодняшней России – путь к банковской безответственности и спекуляциям", - уверен руководитель Института проблем глобализации. По его мнению, предприятия нужно поддерживать в обмен на повышение их эффективности, а не просто так. "Если поддерживать компанию без всяких встречных обещаний с ее стороны, то, как хорошо видно на примере того же "АвтоВАЗа", сгниет все. Предприятие обязано четко обосновать, подо что оно берет деньги, и доказать, что сможет их вернуть. Если оно не в состоянии этого сделать, то должно перейти в государственную собственность под прямое государственное управление и финансироваться уже не только кредитами; если же этого не может сделать госпредприятие, на нем надо менять менеджмент", - заявил Накануне.RU Делягин.
Впрочем, ранее вице-премьер Сергей Собянин давал понять, что поддержку получат далеко не все, а лишь эффективные компании. "Если предприятие градообразующее, эффективно оно или нет, мы вынуждены его поддерживать, чтобы сохранить в этот период рабочие места. Но когда мы рассматриваем предприятия на предмет господдержки, мы, конечно, смотрим и уровень менеджмента, и оптимизацию расходов, и насколько продукция востребована на рынке, чтобы не выбрасывать деньги в предприятие, которое в любом случае не сможет выжить на рынке. Это зависит даже не столько от кризиса, сколько от конкурентоспособности предприятия. Мы заинтересованы в сохранении, в первую очередь, высокоэффективных производств", - подчеркивал вице-премьер.
"Из приведенной цитаты не следует, что государство не будет поддерживать неэффективные предприятия. При этом нигде не говорится, что государство намерено содействовать повышению эффективности предприятий, - считает, в свою очередь, руководитель Института проблем глобализации. - Их эффективность рассматривается как некая константа, не зависящая от действий государства: есть эффективность - государство будет помогать (хотя зачем помогать предприятию, которое и так эффективно, непонятно), нет эффективность - постараются не помогать (кроме случаев, когда предприятие градообразующее). Главного - что государственные кредиты должны быть направлены на повышение эффективности предприятий, на то, чтобы неэффективные предприятия делать эффективными - государство не предусматривает".
Тем не менее, у компаний теперь есть надежда, что обещанная господдержка, хорошо это или плохо, наконец-то до них дойдет. Правда, все равно не так быстро, как анонсируют чиновники. Министр финансов Алексей Кудрин пообещал Дмитрию Медведеву, что проект соответствующего закона будет согласован до конца недели. Но эксперты считают, что при самом хорошем раскладе после принятия закона система госгарантий заработает не раньше, чем через два-три месяца. А за это время, как показала практика, могут обнаружится очередные изъяны. -- Накануне