Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 12.05.2009

Снимем таможенные барьеры – увеличим погрузку. "ИА РЖД-Партнер.ру". 6 мая 2009

12.05.2009 - 17:19
За прошлый год потеря доходов от перевозок лесных грузов на Красноярской железной дороге составила сотни миллионов рублей.

В текущем году негативная тенденция только усилилась. Основная причина заключается даже не в неблагоприятной конъюнктуре рынка, а в таможенных барьерах.

В структуре грузоперевозок Красноярской железной дороги лес и пиломатериалы занимают четвертое место после угля, нефтеналивных грузов и руд цветных металлов, поэтому для самих железнодорожников эффективность предприятий региональной лесной отрасли является весомым фактором стабильности.

2008 год для КрасЖД стал рекордным за последние 16 лет. Рост объемов перевозок достиг почти 11%. Перевозки угля выросли по сравнению с 2007-м на 22% и составили 44,3 млн тонн. Значительный рост наблюдался и в сегменте высокодоходных грузов. Так, объем перевозки нефти и нефтепродуктов увеличился на 6% (до 12,1 млн тонн), а цветных металлов – на 2,5% (1,37 млн тонн). В частности, только компания "РУСАЛ Красноярск" отправила более 13 тыс. вагонов с алюминием и его сплавами и более 14,7 тыс. контейнеров.

И лишь по перевозке лесных грузов произошло существенное снижение: если в 2007-м этот показатель составлял 5,8 млн тонн, то в 2008 году погрузка упала сразу на 1 млн тонн. И дело не только в изменении мировой конъюнктуры и экономическом кризисе. По данным Красноярского краевого управления статистики, неблагоприятная конъюнктура рынка либо необеспеченность оборотными средствами обусловила спад в обработке древесины и производстве изделий из дерева менее чем на 2%, целлюлозно-бумажной продукции – на 15%. Получается, что снижение производства промышленной продукции в лесном секторе составило менее 10%, в то время как объем перевозок снизился более чем на 17%. Несмотря на предпринятые краевыми властями меры государственной поддержки лесного комплекса, а также отмену ранее запланированного повышения таможенных пошлин на кругляк, в первом квартале 2009 года негативная тенденция только усилилась: экспорт древесины падает.

Анализ показал, что одной из наиболее существенных причин являются таможенные барьеры. В Красноярском крае сократилось количество таможенных постов, оформляющих лес на экспорт. С марта прошлого года по приказу Федеральной таможенной службы прекращена работа Абаканского, Красноярского и Кемеровского таможенных постов с передачей этих функций на Ачинский пост. Ликвидирован таможенный пост по работе с лесными грузами и на станции Карабула, расположенной в основном лесозаготовительном районе края, на который делается серьезная ставка в будущем развитии лесного комплекса в зоне Нижнего Приангарья. Теперь при погрузке вагонов на Абаканском отделении дороги грузоотправители вынуждены доставлять документы на Ачинский таможенный пост, а это более 500 км только в одну сторону. Из Карабулы нужно ехать в Канск. Получается, что несколько суток груженый вагон стоит в ожидании оформления таможенных документов. А если попадает на выходные, то простой составляет 3–5 суток, ведь таможенное оформление производится только в дневное время по рабочим дням. Для Красноярской железной дороги это потери перевозок. Низкая организация таможенного и фитосанитарного оформления лесных грузов на экспорт привела к значительному снижению объемов погрузки. Только за прошлый год потеря доходов от перевозок лесных грузов составила сотни миллионов рублей. Грузоотправители жалуются на чиновничью волокиту и невозможность оформления и выдачи таможенных деклараций в выходные и праздники.

Как подчеркивает начальник Красноярской железной дороги Владимир Рейнгардт, эта проблема возникла не сегодня. Снять таможенные барьеры Красноярский край не может уже в течение нескольких лет.

– Закрытие таможенных постов в зоне деятельности магистрали наносит значительный финансовый ущерб", – подтверждают в ДЦФТО Красноярской железной дороги. Снижаются объемы погрузки, а значит, падает и выручка дороги. По словам В. Рейнгардта, если в прошлом году КрасЖД в сутки отправляла по 500–600 вагонов леса, то сейчас этот показатель упал до 300, и это притом что повышения таможенных пошлин на кругляк, которое ожидалось в январе 2009 года, не произошло.

Для предприятий лесной отрасли региона сложившаяся ситуация также весьма невыгодна. "Сбои при отправлении грузов ведут к снижению рентабельности и оборотного капитала предприятий", – говорит директор ООО "Транс-М" Николай Прохоров.

Надо заметить, что недавно аналогичные проблемы появились у клиентов ОАО "РЖД", занимающихся отправкой на переработку металлического лома. Компании, действующие в этом секторе экономики Иркутской, Кемеровской и Новосибирской областей, с марта 2009 года вынуждены оформлять декларации у красноярских таможенников. По оценкам некоторых экспертов, это может стать основанием для свертывания бизнеса по сбору металлического лома в регионах, соседствующих с Красноярским краем. А это, в свою очередь, означает потерю сотен рабочих мест, снижение отчислений в местные и региональные бюджеты и, соответственно, потерю доходов ОАО "РЖД".

Что касается ситуации в Красноярском крае, то В. Рейнгардт убежден, что ее можно изменить. Для этого необходимо увеличить штат таможенных органов. В Красноярской таможне не против возобновить работу таможенного поста в Карабуле, если это будет удобно и выгодно участникам внешнеэкономической деятельности. Однако, как пояснила специалист службы по связям с общественностью Ольга Дегидь, своими силами учредить пост они не могут. Если такое решение будет принято на федеральном уровне, то вопрос решится в кратчайшие сроки – тогда и специалисты найдутся, и помещения. Остается надеяться, что в ближайшее время Красноярский таможенный пост возобновит работу с экспортными лесными грузами.

Все участники внешнеэкономической деятельности Красноярского края, в первую очередь лесники, считают, что несмотря на усилия, предпринимаемые железнодорожниками, процесс таможенного оформления и декларирования грузов требует дальнейшего совершенствования. Как отмечают производители, в условиях экономического кризиса очень легко потерять позиции на международном рынке. Если учесть, что промышленное производство в регионе в значительной степени ориентировано на экспорт, становится очевидным, что крайне важным является превращение таможенных барьеров в эффективно действующий контрольный механизм, помогающий развиваться экономике края в рамках закона. Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин на одной из последних встреч с руководителями предприятий лесной отрасли согласился с тем, что процесс таможенного регулирования требует совершенствования. По его словам, необходима "дебюрократизация" деятельности всех участников процесса.

Примечательно, что в условиях экономического кризиса первые региональные антикризисные меры были приняты именно в отношении лесопромышленного комплекса с целью поддержки функционирующих производств, а также стимулирования технологического обновления предприятий и сохранения объемов выпуска продукции хотя бы на уровне прошлого года. Стоимость антикризисной программы, финансируемой из бюджета края, – 650 млн рублей, что свидетельствует о большом внимании к ЛПК со стороны властей.

Господдержка в объеме 436,5 млн рублей уже оказана пяти предприятиям Лесосибирска, Красноярска и Кодинска: ЗАО "Новоенисейский ЛХК", ОАО "Лесосибирский ЛДК № 1", ООО "ДОК "Енисей", ЗАО "Красноярсклесоматериалы", ООО "КОДОК". Эти компании обеспечивают более половины всех объемов лесопромышленного производства и экспорта в регионе. По словам министра природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края Андрея Гнездилова, поддержка только этих пяти предприятий позволит обеспечить производство и вывоз за рубеж 960,7 тыс. куб. м пиломатериалов и 19,7 млн кв. м ДВП, что составляет около 73% от плана экспорта данных видов продукции на 2009 год. -- ИА РЖД-Партнер.ру

Всего новостей  164994

ГОД:
МЕСЯЦ:
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>