Похоже, в среднесрочной перспективе нам придется официально признать смерть металлоторговцев как класса, если металлургические компании всего мира пойдут по индийскому пути.
Думаю, ни для кого не секрет, что в последние годы крупные, постоянно объединяющиеся и прирастающие активами металлургические компании, все внимательнее смотрят в сторону дистрибьюции. Металлургические концерны учреждают собственные торговые дома, крупные сбытовые подразделения, покупают металлоторговые компании по всему миру, а также активно расширяют прямые продажи. Металлоторговцам, прямо скажем, в последние годы пришлось не очень легко. Разумеется, крупные металлоторговые компании по всему миру инвестировали серьезные средства в сервис и обработку, тем не менее, сфера обработки для металлургов также не является чужой. Уже несколько лет мы наблюдаем за непрерывным ростом сбытовой активности металлургических компаний. Думаю, не надо доказывать, что их основная цель – сократить объемы металла, проходящего через "третьи руки", и таким образом, прибрав маржу от перепродажи в свои руки.
Кризис эти планы отнюдь не отодвинул назад, наоборот – в эпоху удешевления активов именно скупка металлоторговых компаний, складов, СМЦ может быть очень выгодной и своевременной для металлургов. Что, в принципе, уже и происходит.
Но сегодня я хотел бы порассуждать о "кошмарном сне" любой металлоторговой компании, а именно о тех временах, когда 100% произведенной стали будет продаваться самой металлургической компанией (напрямую, через Торговый Дом, либо же через контролируемые сбытовые компании). Ну что ж, поздравляю, теперь это уже не кошмарный сон, а вполне себе объективная реальность – первой начала "выбрасывать" с рынка металлоторговцев индийская компания Essar. Причем, с начала ее план показался мне весьма локальным, так, для решения текущих проблем. Essar план опробовала, посмотрела на финансовые показатели и… решила покорить с этим планом Южную и Юго-восточную Азию.
Должен отметить, что Essar в мировом производстве стали серьезной роли не играет, компания по мировым меркам небольшая, однако именно к индийской тройке Tata Steel, Essar и Jindal я бы советовал всем игрокам рынка металлов присмотреться повнимательнее. Именно эти три компании, на мой взгляд, являются одними из наиболее современных в плане долгосрочного развития и внедрения новых маркетинговых решений. В частности, идея "стальных гипермаркетов", которая в начале показалась мне весьма интересной с точки зрения решения конкретных сбытовых задач на внутреннем рынке (территория Индии, равно как и ее население огромно, а вот с транспортом и доставкой – большие проблемы), сегодня выглядит вполне реальной, причем не только в масштабах одной страны.
Эта идея у компании родилась, если я не ошибаюсь, четыре года назад (первый гипермаркет был открыт ровно три года назад), сегодня же в Индии функционируют 67 стальных гипермаркетов (все пунктов продаж более 80) – которые ориентированы на мелких и средних потребителей, а также и на розничные продажи. По заказу клиента в гипермаркете (или на СМЦ компании) могут быть оказаны простые сервисные услуги. Гипермаркеты не брезгуют даже, в полном смысле этого слова, розничными партиями. Таким образом, за последние три года компания смогла увеличить объемы прямых продаж почти на четверть от собственного производства. Компания надеется год от года наращивать процент и со временем сбывать всю, или почти всю свою сталь, через сеть стальных гипермаркетов.
Essar не скрывает, что собирается потеснить металлоторговцев с пути, а в будущем, и вовсе заниматься сбытом самостоятельно. И это не просто слова – несмотря на кризис, инвестиционная программа по открытию новых гипермаркетов в Индии сокращаться не будет – в ближайшие три года компания собирается увеличить количество этих гипермаркетом с 67 до 180. Но это еще не предел – в самый разгар кризиса, когда никто не может сказать, что будет с рынком завтра, компания приняла решение об открытии 40 гипермаркетов за рубежом, в частности в Индонезии, странах ЮВА, а также на Ближнем Востоке в ближайшие три года. Этот шаг позволит как сократить объемы металла, проходящего через сторонние металлоторговые компании, так и выйти на новых клиентов за счет сервиса. По мнению руководства компании, сегодня потребители стран Азии и Ближнего Востока не могут найти нужные им сервисные услуги – именно за счет предоставления этих услуг, индийская компания надеется найти новых потребителей и, даже, способствовать увеличению потребления стали в некоторых странах.
Справедливости ради отмечу, что Essar не первая индийская компания, которая решила прибрать дистрибьюцию к рукам – чуть раньше это сделала Tata Steel – продав франшизу на продажу своих продуктов под брендом Tata другим металлоторговым компаниям. Тем не менее, Essar пошла куда дальше своей старшей сестры Tata Steel – владеть – это не франшизами торговать. Tata Steel выбрала более мягкий и щадящий путь, отобрав часть маржи у металлоторговцев, предоставив им право продавать свою продукцию на определенных условиях. Essar же никаких условий не ставит – она строит, покупает, инвестирует и намерена отобрать у металлоторговцев все.
Что-то мне подсказывает, что мы еще услышим о стальных гипермаркетах, причем не только под брендом Essar. Глобализация – она ведь не только горизонтальной бывает… -- Русмет