Дипломатические танцы. "Укррудпром (Украина)". 7 мая 2009
07.05.2009 - 14:08
Вокруг монгольского месторождения Таван-Толгой разыгрывается многоплановая политическая интрига, в которой право на разработку ресурсов — не единственный и даже не главный приз.
Фактически речь идет о том, кто станет партнером Монголии в создании транспортной инфраструктуры, а, значит, будет контролировать экспорт ее ресурсов.
Россия унаследовала права в отношении АО "Улан-Баторская железная дорога" (УБЖД), и теперь, когда монгольские минеральные ресурсы оказались в центре геополитических интересов, активно пытается восстановить былые связи. Разумеется, Россия весьма заинтересована, чтобы железная дорога из Таван-Толгоя была построена до существующей ширококолейной Трансмонгольской магистрали: таким образом на пути экспорта угля в Китай можно будет возвести достаточно препятствий, чтобы эффективно контролировать его.
С этой целью была задействована тяжелая артиллерия. Владимир Путин провел встречу со своим монгольским коллегой. После этого специалисты ОАО "Российские железное дороги" (РЖД) разработали предложения, направленные на комплексное развитие железных дорог Монголии, и Улан-Батор посетил первый вице-президент госмонополии Вадим Морозов. Он представил партнерам комплексную программу, которая включает строительство новой линии Зуунэбаян — Таван — Толгой для экспорта угля с месторождения Таван-Толгой в Китай и его транзита через дальневосточные порты России. Кроме того, РЖД предлагает рассмотреть проект дополнительной железнодорожной ветки Баянтумэн — Бор — Ундер, которая даст возможность разрабатывать месторождения в восточной части Монголии.
Результатом этих усилий стал Меморандум о взаимопонимании, подписанный РЖД с Министерством дорог, транспорта, строительства и градостроительства Монголии и Агентством по железнодорожной инфраструктуре Южной Кореи. Стороны договорились разработать стратегию строительства новой железнодорожной линии к месторождению Таван-Толгой и выработать планы по потенциальному финансированию и совместной эксплуатации новой ветки.
Более того, было одобрено создание российско-монгольского совместного предприятия (СП) с 50%-ным участием РЖД. Предполагалось, что это СП будет отвечать за проектирование и строительство новых линий, финансирование всего проекта, в том числе модернизацию инфраструктуры УБЖД. Правда, тут Вадиму Морозову пришлось серьезно поторговаться: монголы хотели, чтобы РЖД полностью электрифицировали УБЖД и проложили дополнительный путь. Надо сказать, что их требования не лишены смысла: для начала широкомасштабных перевозок угля из Таван-Толгоя по Трансмонгольской магистрали её и правда стоило бы расширить, закупить новые локомотивы и вагоны. Но РЖД не желает предпринимать больших капиталовложений, а потому поспешила заверить монгольскую сторону, что УБЖД находится в удовлетворительном состоянии, и достаточно сравнительно небольшого объема работ по укреплению полотна и прокладке рельсов, (там до сих пор лежат деревянные шпалы), но нет никакой необходимости электрифицировать всю дорогу. Фактически РЖД дала сигнал Монгольской железной дороге, что российская монополия не намерена всерьез расширять пропускную способность УБЖД, по крайней мере, делать это в расчёте на переспективу угледобычи на Таван-Толгое.
Вадим Морозов убеждал монгольских партнеров, чтобы они внесли в уставный фонд либо лицензии на разработку месторождений, либо акции в создаваемых совместно с инвесторами добывающих компаниях. Учитывая то, что правительство Монголии рассчитывает получить от продажи лицензии на месторождение Таван-Толгой около 2 млрд. долларов, вряд ли монгольская сторона согласится отдать ее просто за постройку железнодорожной ветки. Больше шансов получить лицензию имел анонсированый в феврале консорциум в составе "Северсталь-ресурса" Алексея Мордашова, "Базэла" Олега Дерипаски и "Реновы" Виктора Вексельберга — до того момента, когда в марте "Северсталь-ресурс" объявил о выходы из проекта. Компания Алексея Мордашова имеет как необходимый опыт в сфере угледобычи, так и достаточные финансовые ресурсы, и без неё другие участники вряд ли добьются успеха. Особенно если им придётся конкурировать с такими мировыми гигантами, как Rio Tinto, Vale, BHP Billiton.
Потому СП, которое, по словам министра транспорта РФ Игоря Левитина, предполагалось создать до 1 апреля, пока так и не создано. Вместо этого монголы начали переговоры с Германией. В ходе визита премьер-министра Монголии Санжийна Баяра (с 25 по 30 марта) одной из главных тем, которые он обсуждал с федеральным министром по экономике и технологиям Карлом-Теодором Гуттенбергом, было сотрудничество в горнорудной отрасли. В частности Баяр указал на широкие возможности сотрудничества в конкретных экономических проектах. Он подчеркнул необходимость использования этого шанса, полностью отвечающего интересам обоих народов, и заговорил о разработке Таван Толгой: "Совместная реализация экономических проектов имеет многостороннее значение как для Монголии, так и для Германии. Например, Германии, импортирующей кокс из Китая, предоставляется возможность получать его в Монголии".
В итоге Гуттенберг поддержал выдвинутое Баяром предложение о создании совместной рабочей группы по подготовке предварительного договора о направлениях, целях, отраслях, методах и формах монголо-германского сотрудничества на ближайшие годы. Более того, по сведениям монгольского агентства МОНЦАМЭ, в рамках визита глава совета директоров компании DB international Мартин Бае и глава правления компании Energy Resources Ж.Оджаргал подписали два договора. Один из них — о прокладке железной дороги от группы месторождений Таван Толгой до пограничного КПП Гашуун Сухайт, другой — о предоставлении на этот проект 15 млн. евро.
Кроме того, монгольский премьер обратился к своему немецкому коллеге с просьбой предоставить Монголии гарантии на экспортный кредит из Германии в использовании немецкой техники и оборудования. Со своей стороны, Гуттенберг сообщил, что к созданию СП нет препятствий, так что можно будет и совместно реализовать проекты, и решить вопрос о выдаче экспортного кредита.
На встрече премьер-министра с главой концерна Thissenkrupp был подписан Меморандум о взаимопонимании по технико-экономическому сотрудничеству. В последние годы концерн занимается внедрением в Монголии крупногабаритной горнодобывающей техники, экскаваторов и ленточных конвейеров. Кроме того, Thissenkrupp принимал участие в разработке ТЭО строительства предприятия по выработке жидкого топлива из угля на базе угольной шахты озера Тугрог, а сейчас проводит переговоры с некоторыми монгольскими компаниями о создании СП по производству кокса мощностью 1 млн. тонн в год.
Разумеется, все это идет в разрез с интересами российских инвесторов, но в РЖД делают хорошую мину при плохой игре. Газета "Гудок" цитирует заявление пресс-службы РЖД, в котором сказано: "Заявленное компанией Deutsche Bahn International проектирование железнодорожной линии осуществляется по заданию компании, владеющей незначительной частью лицензий в угольном месторождении Таван Толгой (не более 4-5%), тогда как прорабатываемый ОАО "РЖД" совместно с правительством Монголии проект по развитию монгольских железных дорог предполагает комплексное развитие и техническое перевооружение транспортной инфраструктуры страны, внедрение современных технологий в производственные и технологические процессы Улан-Баторской железной дороги (УБЖД)". Представитель пресс-службы напомнил, что предложения ОАО "РЖД" предусматривают, помимо комплексной модернизации существующей сети УБЖД, строительство новой железнодорожной линии Зуунэбаян — Таван Толгой для обеспечения экспорта угля как в направлении Китая, так и по северному маршруту через порты Дальнего Востока. А также строительство в перспективе дополнительной железнодорожной ветки Баянтумэн — Бор-Ундер. И указал, что все эти планы пока никто не отменял.
Правда, подвижки в их реализации тоже пока не просматривается. Возможно, Морозов слишком успешно торговался с монголами, и им это пришлось не по вкусу. -- Укррудпром (Украина)