Российский кабинет министров во главе с премьером Владимиром Путиным буквально сбился с ног, стараясь помочь выжить отечественному бизнесу. Между тем, существует надежный и проверенный во многих странах мира антикризисный рецепт, который наше Правительство упорно продолжает не замечать...
Через полгода после начала активной фазы глобального финансового кризиса российская металлургия оказалась на краю пропасти: упали продажи, сокращены производственные мощности, уволены рабочие, "заморожены" дивиденды акционеров и бонусы директоров. Аналитики убеждены, что все эти симптомы говорят только о первой волне экономической депрессии, на смену которой может прийти вторая - она приведет к полной остановке ряда предприятий, банкротству их владельцев и переделу рынков.
Обвал металлургии страны начнется с Дальнего Востока, поскольку именно там наиболее ощутимы инфраструктурные проблемы. Даже в период бурного "нефтяного" роста экономики России крупные промышленные проекты на территории ДФО были нереализуемы без поддержки государства. Что говорить о кризисных временах!
Уже сейчас мы видим, как "сыпется" восточный фланг металлургической индустрии. Еще недавно "Русал" подыскивал здесь площадку для строительства нового завода по производству алюминия - теперь же компания свернула стройку в Красноярском крае, поставив под вопрос будущее Богучанской ГЭС. В прошлом году Республика Саха с помпой презентовала свой комплексный южно-якутский проект - а теперь его крупный инвестор, АЛРОСА, думает, кому бы из иностранцев продать местные железорудные активы. Компания "Мечел", взявшаяся было осваивать Эльгинское угольное месторождение, вынуждена заморозить прокладку ведущей к нему железной дороги, поскольку ей нечем заплатить подрядчикам. Набравший кредитов на амбициозную программу модернизации "Амурметалл" заставил своих заемщиков вспомнить забытое слово "дефолт". А это, к слову, единственное действующее предприятие черной металлургии на Дальнем Востоке.
Производителям цветных металлов еще "веселее" - достаточно вспомнить парализованный "Русский вольфрам" в Приморье. На прошлой неделе работникам Лермонтовского горно-обогатительного комбината, наконец-то, начали выплачивать многомесячные долги по зарплате. Резкое падение цен на цветмет вызвало большие сомнения в том, что в ближайшее время начнется разработка забайкальской медной "кладовой" - Удоканского месторождения.
К сожалению, горнометаллургическая промышленность Дальнего Востока загнана в жесточайшую "вилку": с одной стороны, низкие цены на ее продукцию делают производство нерентабельным, а с другой стороны, налоговый пресс не позволяет снизить издержки. Увы, гибкая фискальная политика российскому бизнесу по-прежнему только снится - на деле она инертна и неповоротлива. Не первый год в кулуарах Кремля обсуждается снижение НДС с 18 до 13% или даже его замена на налог с продаж со ставкой 10%, но ситуация по сей день не сдвигается с мертвой точки. Минфин слишком боится выпадающих бюджетных доходов, и Правительство не пошло даже на отмену НДС при продаже драгметаллов, хотя этот шаг позволил бы золотодобыче, как локомотиву, потянуть за собой многие металлургические отрасли.
Несмотря на экономический кризис, власть не интересует, сколько предприятие заработало денег - ее волнует лишь сумма, которую оно должно отдать в казну. Между тем, в соседнем Китае уже введены и действуют налоговые льготы. В частности, с 1 апреля сего года там выросла ставка возврата НДС для металлургов, продающих свою продукцию за рубеж. Им возвращают 13% из 17% уплаченного налога. В первом квартале 2009 г. объем сборов по НДС в КНР уменьшен на 2,4%. Аналогичные послабления для предприятий отрасли ввело руководство Евросоюза; на подходе - схожие законы в Казахстане и Украине.
У нас же чиновники стимулировали экспорт не фискальным регулированием, а девальвацией национальной валюты. Федеральный центр, похоже, больше озабочен поддержкой импорта сельхозпродукции - в частности, Минфин подготовил проект постановления, в соответствии с которым от уплаты НДС освобождается ввоз в Россию спермы племенных козлов и баранов. Развитие генофонда отечественного поголовья - дело, конечно, благое, но какой от него прок градообразующим предприятиям, на которых зиждется экономика целых регионов? Наивно полагать, что высококвалифицированные сталевары или геологи, потеряв работу, станут разводить рогатый скот.
Правительство активно ищет средства борьбы с кризисом: составляет всевозможные списки стратегических компаний, поощряет кредитование и уменьшает количество ведомственных проверок. Хотя иногда для того, чтобы помочь, достаточно просто не мешать. Возможно, вторая волна экономических катаклизмов, характеризующаяся системными сбоями, заставит наших министров взяться за рычаг управления налоговым давлением. Ведь его избыток в кризисных условиях равносилен террору против собственной промышленности. -- СОГРА