Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 20.07.2006

Ижорские трубы вне конкуренции. "Промышленно-строительное обозрение". №93 2006

20.07.2006 - 11:25
В июне заканчивается строительство единственного в России трубного стана по производству труб большого диаметра длиной 18 метров. Всего 23 месяца было отпущено на строительство Ижорского трубного завода: от начала нулевого цикла до выпуска первой трубы.

Об этом поистине уникальном и самом крупном проекте холдинга "Северсталь-групп", в состав которого входят"Северсталь", "Северсталь-метиз", Ижорский трубный завод и еще около 100 предприятий в России и за рубежом, мы попросили рассказать генерального директора Ижорского трубного завода Олега Владимировича Урнева.

- Концепция строительства комплекса по производству труб большого диаметра предусматривала реконструкцию широкополосного "Стана-5000" (ЛПЦ-3), приобретенного в 2000 году, и строительство непосредственно трубного завода. Общие инвестиции ЗАО "Северсталь-групп" в этот проект составили около 600 млн долларов, из них на реконструкцию "Стана-5000" ушло 276 млн долларов, а на строительство завода - около 300 млн долларов.

Реконструкция "Стана-5000" (а это единственный построенный в России стан шириной в 5 метров) была неизбежной, поскольку он строился, прежде всего, для нужд машиностроения, а не металлургии. Для машиностроения требуются небольшие партии листов различного ассортимента, а для металлургии - ассортимент намного уже, но объемы производства весьма внушительные.

Поэтому начало проекта связано именно с модернизацией "Стана-5000", для чего потребовались сложнейшие технические расчеты и значительные инвестиции.

Реконструкция предусматривала в том числе и установку дополнительных проходных печей, чтобы повысить качество нагрева и производительность, поскольку печи, построенные изначально, были циклического действия и не могли обеспечить требуемое качество листа для нужд металлургии и соответствующую производительность.

Расширив производственный корпус и построив линию отделки с агрегатами поперечной и продольной резки, установили холодильник для листов и различные системы контроля качества. Значительные средства были направлены на строительство и оснащение участка сдачи и складирования продукции.

- Модернизация "Стана-5000" стала подготовительным этапом перед строительством Ижорского трубного завода?

- Скажем иначе: строительство Ижорского трубного завода стало логическим продолжением приобретения "Стана-5000". Энергетическая отрасль России, несомненно, будет развиваться, поскольку наша страна один из крупнейших экспортеров нефти и газа, поэтому потребность в трубах, в трубах высокого качества, несомненно, повысится.

Чтобы увеличить объемы перекачиваемых углеводородов, повышается давление на компрессорных станциях, на магистрали, и в связи с этим, естественно, предъявляются новые требования к самим трубам: их мощностным характеристикам и сроку службы. По мнению заказчиков, срок службы современной трубы должен быть не менее 50 лет и давление она должна выдерживать до 100 атмосфер (на сухопутных участках).

Поэтому идея строительства трубного производства возникла сразу после покупки "Стана-5000", но требовалось время для сбора данных по необходимой комплектации труб и предъявляемым требованиям к качеству и надежности.

В начале 2004 года было принято окончательное решение о строительстве, подписан комплексный контракт на поставку всей технологической линии по производству труб с компанией SMS Meer AG. Это немецкая компания - лидер мирового машиностроения в данной отрасли. На таком оборудовании можно производить современную трубу, отвечающую самым взыскательным требованиям заказчика. Прокатный стан ("Стан-5000") делает подкат - лист, являющийся сырьем, а на трубном стане из листа формируется труба. Строительство Ижорского трубного

завода позволило замкнуть цикл и производить готовый высококачественный продукт.

- В чем преимущество продукции Ижорского трубного завода и каковы особенности производства?

- Во-первых, наш стан будет производить трубу более длинную, чем могут предложить конкуренты. Чем длиннее труба, тем меньше стыков на трассе, а значит, выше надежность трубопровода и ниже издержки на его монтаж (заваривание каждого стыка в полевых условиях стоит немалых финансовых затрат). Во-вторых, при производстве трубы 18 метров повышается производительность самого стана в тоннаже. Мы можем изготовить большие объемы, чем такой же стан, выпускающий трубу длиной 15 метров. Реализация нашего проекта позволит вывести на российский рынок новый продукт - высококачественную трубу, потеснив с него зарубежных производителей.

В России трубы большого диаметра, рассчитанные под высокое давление, до недавнего времени вообще не производились. И лишь в 2005 году запущено производство 12-метровой трубы в городе Выкса Нижегородской области. Но у них нет своего стана шириной 5 метров, поэтому штрипс закупают за границей, частично у нас, что приводит к дополнительным затратам, в том числе и на транспортировку.

На Ижорском трубном заводе близость стана позволяет создать короткую технологическую цепочку, а за счет единого технологического цикла мы можем эффективно взаимодействовать друг с другом: металлурги могут подстраиваться под наши требования, мы, в свою очередь, учитываем специфику металлургического передела.

- Предусмотрены ли специальные покрытия для защиты трубы от агрессивного воздействия среды?

- Да, безусловно, ведь качественные характеристики изделия зависят не только от определенных свойств стали и толщины листа, но и нанесенных защитных покрытий на трубу. Мы будем применять наружное трехслойное (раньше было достаточно одного-двух слоев) и внутреннее покрытия.

При строительстве завода предусмотрено два отделения по нанесению покрытий на трубы. Мы закупили американскую линию для нанесения наружного антикоррозийного покрытия и у голландцев - линию для нанесения внутреннего гладкостного покрытия. С конвейера завода выйдет продукт, готовый к отправке непосредственно на строительную площадку.

- Линии нефтепроводов и газопроводов идут не только по земле, но и по морскому дну, применяется ли в этом случае другая труба и будет ли она изготавливаться на заводе?

- Морская труба несколько отличается от сухопутной. Прежде всего она меньшего диаметра и повышенной прочности. Чтобы прокачать тот объем, который подается по наземной части трубопровода, необходимо повышать давление на подводной его части до 250 атмосфер. Технология производства такого ассортимента труб требует дополнительной операции по нанесению бетонного покрытия, чтобы труба, уложенная под водой, не могла всплыть. Этот передел наносится специальным оборудованием уже непосредственно в порту.

Ижорский трубный завод имеет необходимые технические возможности для изготовления морских труб, и мы будем их производить, но немного позже.

- Ведутся ли маркетинговые исследования по выявлению потенциальных потребителей и налаживанию сбыта продукции?

- Мы готовимся к участию в тендерах, ведем переговоры с потенциальными потребителями. Стараемся наладить технологический процесс так, чтобы наша труба ни в чем не уступала импортным аналогам и соответствовала самым строгим западноевропейским стандартам. Ижорский трубный завод вступил в Ассоциацию производителей труб, чтобы завязать деловые отношения с потребителями задолго до выпуска первой партии.

Мы рассчитываем на возможность применения ижорских труб при строительстве Северо-Европейского газопровода, проект которого стартовал в сентябре прошлого года, а строительство должно быть закончено (сухопутная часть) к 2008 году. Первые трубы уже уложены, и их поставщиком стал металлургический завод из Выксы. Но потребность для строительства сухопутных газопроводов составляет около двух миллионов тонн. Даже если мы подключимся к поставкам труб, работая на полную мощность, это позволит закрыть потребность едва ли на 50%. Мы не ставим перед собой цель стать монополистами, да в нынешних условиях это и невозможно, но хотим занять достойное место в своей нише.

- Мы с интересом будем следить за окончательным этапом строительства завода: ввод в строй такого объекта - важное событие для города и области!

- Мы также с нетерпением ждем выпуска первой трубы. Хочу отметить профессионализм строителей: нашего генподрядчика - ЗАО "Ленпромстрой", который освоил на строительстве 72 млн долларов за очень короткие сроки. Поверьте, не каждое предприятие способно работать в таком темпе и без ущерба качеству. Как только закончится строительство и завод начнет выпускать уникальную продукцию, не имеющую аналогов в России, это событие окажет позитивное воздействие на экономику Санкт-Петербурга и области, поскольку на их территории появится новый работодатель и налогоплательщик. -- Промышленно-строительное обозрение

Новости по этой теме

В Новости

Всего новостей  157141

ГОД:
МЕСЯЦ:
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
2
3
8
9
10
16
17
24
29
30
31

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>