Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 28.04.2009

Железные спирали истории. "СОГРА ". 22 апреля 2009

28.04.2009 - 09:53
Мировой экономический кризис обрушил черную металлургию в глубокую "черную дыру" стагнации. Все предприятия отрасли вынуждены сокращать объемы производства, а пикирующие цены на чермет заставляют инвесторов стремительно выводить из этого сектора деньги. Но свет в конце тоннеля есть всегда, и чтобы увидеть его, мы попробуем заглянуть в прошлое…

Положение в черной металлургии, действительно, отвратительное: российский экспорт только в январе снизился более чем на 26%, а поставки на внутренний рынок, по оценкам экспертов, упали в три с лишним раза. НЛМК урезал свою инвестиционную программу почти наполовину. Отечественный сталелитейный локомотив Evraz законсервировал почти все доменные печи Новокузнецкого металлургического комбината, а ведь чтобы вновь их "раскочегарить", нужно немало времени. Город, которому Владимир Маяковский когда-то пророчил статус "сада", оказался на грани массовой безработицы.

Впрочем, кризис, наблюдающийся в мировой металлургии, носит поистине интернациональный характер, и пример России ни в коей мере не является исключением. Падает производство стали в Японии – по данным SOGRA, оно за февраль сего года снизилось на 44%. С ужасом глядя на рекордные сокращения мощностей, аналитики Страны Восходящего Солнца все чаще приходят к выводу, что такого спада не было с конца 1960-х годов, а то и вовсе вспоминают депрессию после Второй Мировой войны. Их былые противники, США, рвут на себе волосы еще более ожесточенно – эта сверхдержава констатирует уменьшение выпуска стали на 53,5%.

Иначе и быть не может: кризис сокрушительно ударил по строительной индустрии и автомобилестроению, а в мире, где никому не нужны дома и машины, сталь не нужна подавно. В результате, резко подешевели никель и хром, потеряли в цене железная руда и уголь, а проекты по их добыче в мгновение ока лишились инвестиционной привлекательности. И вот уже китайские металлурги уверенно ведут переговоры с австралийскими и бразильскими поставщиками железорудного сырья, настаивая на его удешевлении на 30-40%. И кажется, "большая тройка", Vale, Rio & BHP, уже согласна сбывать свою руду даже на таких условиях.

Где теперь эти рекордные $150 за тонну, которые еще летом прошлого года обеспечивали сверхприбыли ведущих продуцентов железной руды? Цены на нее неумолимо откатываются до уровня 2006 года и, вероятно, продолжат свое падение. Например, индийцы уже продают ЖРС соседнему Китаю по $64 за тонну. А ведь в мае 2008 года тонна индийской руды стоила почти $160. Подобные бифуркации рынка не могут вселять оптимизм в его игроков.

Однако чтобы не терять веры в светлое будущее, нужно не забывать о любимом вождем мирового пролетариата Владимиром Лениным принципе историзма. На протяжении предыдущего столетия цены на железную руду не один раз выписывали разнообразные пируэты, то резко взмывая вверх, то внезапно падая вниз. Как и вся экономика в целом, рынок ЖРС в своем развитии подчиняется законам цикличности (табл. 1).

Так, например, Великая депрессия к 1932 году низвергла цены на железную руду до $16,8 за тонну (здесь и далее используется оценка в «современных» долларах, с учетом изменения стоимости валюты), хотя в 20-е гг. она стоила около $30. Затем ЖРС постепенно росло в цене, чтобы пережить очередной упадок в годы Второй Мировой войны. С $44,3 за тонну в 1933 году она подешевела до $24,7 в 1943.

В послевоенный период рынок железной руды вновь перешел в зону роста (до $50/т в 1964 г.), чтобы пережить незначительный спад в 1970 году ($43,6/т). После этого развитию черной металлургии, казалось, не было предела – к 1983 году цены достигли нового исторического максимума – почти $76 за тонну. Но мировой кризис перепроизводства снова «уронил» рынок, и на рубеже XX – XXI веков тонна железной руды торговалась на уровне $23-24. Оттолкнувшись от этого «дна», ЖРС, как известно, «взлетело» до новых ценовых рекордов всего за семь лет, а затем опять оказалось во власти понижательной динамики.

Железные спирали истории.

Таким образом, циклы удорожания-удешевления наблюдались на рынке железной руды (а значит, и чермета в целом) в течение всего прошлого века. И каждый раз, когда цены достигали своего максимального значения, следом наступал период их снижения приблизительно в два раза, который неизменно сменялся новым витком роста. Поэтому можно прогнозировать, что, как только рынок нащупает свое «дно», он обязательно восстановится. «Отскок», вероятно, будет достаточно резким (как после минимума 1933 г.), только вот его ожидание может затянуться на пять-десять лет, как это бывало в 30-е, а также в 80-90 гг. ХХ столетия. -- СОГРА

Новости по этой теме

В Новости

Всего новостей  157770

ГОД:
МЕСЯЦ:
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
6
7
13
14
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>