Собака на сене или Почему в мире цены на лом растут, а в России - падают? "Русмет". 21 апреля 2009
21.04.2009 - 10:39
Отечественные меткомбинаты снижают закупку лома, а экспорт неконкурентоспособен из-за высоких пошлин и издевательского расположения "ломовых" таможенных постов в Сибири и на Дальнем Востоке
Как мы и ожидали, объемы закупок лома российскими меткомбинатами в первой половине апреля значительно упали относительно аналогичного периода марта 2009 г., поскольку за март они успели весьма значительно (по крайней мере, для текущей ситуации со спросом на металлопрокат) пополнить свои склады. Кроме того, как правило, достаточно велики и объемы оборотного лома. Лидирует по объему закупок Северсталь (более 90 тыс. тонн), совсем не закупает лом (всего около 0,3 тыс. тонн) Магнитка, имеющая самые большие его запасы - почти 300 тыс. т.
Закупочные цены на лом на российских металлургических предприятиях продолжают медленно ползти вниз, несмотря на ожидания некоторой сезонной активизации спроса. При этом многие ломозаготовители свидетельствуют, что сегодня нормально заготавливать лом можно лишь при цене около 4 тысяч рублей за тонну "на земле", при ценах заметно ниже названной частный ломосдатчик переключается на другие приносящие ему доход виды деятельности, поскольку заготовка и сдача лома теряют для него финансовую привлекательность.
На прошедшей неделе продолжилось сокращение закупочных цен на лом на металлургических предприятиях Центрального федерального округа, в результате чего здесь сложился уровень цен от 5400 до 6000 рублей за тонну лома, включая ЖД тариф. Заметно дешевле лом на Урале: здесь за него дают не более 4-5 тыс. руб./т с ЖДТ.
В связи с, прямо скажем, плачевной ситуацией с экспортом лома из РФ теперь и внешние рынки практически перестали неким индикатором и/или стабилизатором как цен, так и объемов заготовки и продаж лома ломозаготовительными компаниями. В связи с данным обстоятельством цены на лом внутри страны снизу стали определяться минимальной ценой "на земле", при которой лом еще сдают, а сверху – финансовыми возможностями и желаниями металлургов. Объемы ломозаготовки при этом практически полностью определяются теперь лишь очень невеликим сегодня внутренним спросом на металлолом.
В данной ситуации нельзя ожидать заметных движений ни в большую, ни в меньшую стороны. Скорее всего, во второй половине апреля мы будем наблюдать дальнейшее "мягкое" сокращение цен на лом, в итоге которого мы получим коридор цен "на воротах" около 4-4,5 тыс. руб. за тонну 3А с ЖД тарифом.
По части объемов заготовки лома резкие скачки также невозможны из-за наблюдающейся сегодня "дистрофии" ломозаготовительной отрасли, из-за которой резкое увеличение ломозаготовки невозможно даже при резком увеличении спроса и закупочных цен. Это создает опасную предпосылку к ситуации, когда российским металлургам может быть легче (или просто необходимо) прибегнуть к импорту лома. По нашему мнению, начало закупок лома за рубежом в заметных объемах де-факто будет означать крах российской ломозаготовительной отрасли (как минимум, в ее сегодняшнем виде).
На экспортных рынках лома ситуация хотя и улучшилась, успешно конкурировать с другими странами – поставщиками России не позволяют сегодня, прежде всего, два момента. Во-первых, высокие экспортные пошлины, сформировавшиеся, фактически, в период наибольшего взлета цен на лом и неадекватные сегодняшней ситуации. Во-вторых, ограничение числа пунктов таможенного оформления лома с 31 марта 2009 г. также крайне неблагоприятно сказалось на стоимости транспортировки лома к таким пунктам внутри страны и, соответственно, создало крайне неравные условия для конкуренции ломозаготовителей из разных регионов на экспортном рынке.
Рост внутренних цен на лом в Европе продолжился благодаря пополнению его запасов некоторыми металлургическими предприятиями, тогда как экспортные цены стагнировали из-за отсутствия спроса со стороны Турции. В британских портах и Роттердаме HMS 1/2 (80:20) предлагается не выше $210 FOB. В Италии растут внутренние цены на шредированный лом, но зарубежные поставки пока не актуальны. В Испании цены также продолжили рост до $220 за HMS 1/2 (80:20).
Несмотря на оживление на европейском рынке лома, экспорт из Санкт-Петербургского порта остается слишком дорогим для европейских потребителей (например, на условиях C&F Северная Испания - $260-$270 за тонну 3А, при том что в СПбМТП за него предлагают по $140 за тонну из-за высоких экспортных пошлин. Существенных изменений здесь не ожидается.
В портах Азовского и Чёрного морей (да что тут теперь разглагольствовать – можно писать просто: в Таганроге и Ростове) некоторые экспортеры немного повысили закупочные цены для пополнения своих запасов, только что проданных в Турцию. Здесь за тонну 3А дают до $150, т.е. примерно на $20 больше, чем на прошлой неделе.
Турецкие металлурги насытились, закупив не менее 1,2 млн. тонн лома в конце марта – первой половине апреля, и теперь "отдыхают". Мелкие партии лома в случае необходимости приобретаются, как правило, в самой Турции. Европейский HMS 1/2 (80:20) стоит не более $230, американский – не более $240 за тонну C&F Турция. Россия предлагает 3А из Ростова и Таганрога по $220 и выше на тех же условиях, однако спроса пока нет. Крупные поставки в ближайшее время маловероятны.
Между тем, в Азиатско-Тихоокеанском регионе цены на лом продолжают расти из-за спроса со стороны Китая и Южной Кореи. Так, японский HMS 1/2 за неделю подорожал на $25 с тонны и предлагается от $225 FOB . Тот же HMS 1/2 на условиях C&F Южная Корея оценивается в $245 (подорожал на $25), а на условиях C&F Китай – ещё на $5 дороже, причем ожидается дальнейшее подорожание.
При этом в дальневосточных портах РФ ломозаготовка фактически полностью прекращена, поскольку лом можно экспортировать лишь через Петропавловск-Камчатский, а возить его туда морем (железная дорога с материка отсутствует) из, скажем, Находки, выгружать для "затаможки", загружать обратно и везти фактически обратно в Южную Корею или Китай слишком дорого. Похоже, экспорту лома с Дальнего Востока и из большой части Сибири пришел конец. По крайней мере, до каких-либо изменений по части таможенного регулирования. -- Русмет