Металлолом: не отходы, а доходы. "ИТАР-ТАСС". 13 апреля 2009
14.04.2009 - 11:29
На фоне недавнего заявления вице-президента РСПП Игоря Юргенса, в котором говорилось о естественном сокращении металлургических производств в России, малозаметным событием стало готовящееся обращение Красноярской таможни в Сибирское таможенное управление с предложением открыть дополнительные пункты пропуска лома металлов в СФО. Во многом это обращение символично, поскольку использование лома цветных и черных металлов представляет собой важный сектор металлургии Сибирского федерального округа, в котором, впрочем, предприятиям не оказывается ни финансовая поддержка, ни государственные гарантии
Один пункт на всю Сибирь
Упомянутое обращение Красноярской таможни связано с реализацией Приказа Федеральной таможенной службы №1514 "О местах декларирования отдельных видов товаров", который вступил в силу с 30 марта 2009 года. По официальной информации ФТС, этот Приказ был разработан во исполнение пункта 9 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина от 24 июля 2008 г. № ВП-П9-13пр о подготовке и внесении в Правительство Российской Федерации предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере заготовки, переработки и реализации лома и отходов черных и цветных металлов, направленных на упорядочение и декриминализацию оборота лома черных и цветных металлов и совершенствование контроля в этой сфере.
Прогрессивный по многим параметрам документ, по мнению экспертов, содержит один очень существенный "прокол" в отношении Сибирского федерального округа. Согласно приказу ФТС, в СФО предусмотрено только одно место декларирования лома металлов – Красноярский таможенный пост. Комментируя обращение красноярских таможенников с просьбой добавить в список еще один пункт декларирования лома (Таймырский таможенный пост), специалист по связям с общественностью Красноярской таможни Ольга Дегидь сообщила, что значительная часть металлолома Сибирского федерального округа сейчас оформляется на Таймырском таможенном посту. Приказ предусматривает, что при осуществлении таможенного контроля возникает необходимость фактического представления товаров в Красноярский таможенный пост. Предприятия-экспортеры понесут определенные затраты на доставку товаров к месту проведения таможенного оформления.
По сути, такое решение частично затормозило развитие экспорта лома цветных и черных металлов, что, казалось бы, не имеет существенного значение для отрасли, тем более в Сибири, где имеются металлургические предприятия-гиганты типа "Норильского никеля" и "Западно-Сибирского металлургического комбината". Однако, по оценкам экспертов, использование металлолома (в том числе, и для внутренних нужд) является важным, поскольку вторичное сырье позволяет сократить нагрузку на месторождения металлов, уменьшить долю стоимости топлива для получения важнейших металлов в цене конечного продукта и т.д. По разным оценкам, цена вопроса по экспорту – около 500 млн долларов, по внутреннему рынку – не менее 30% используемого сырья. Именно такие объемы сегодня может освоить металлургическая промышленность Сибири. Тем более, при условии сокращения мелких производств.
Цена вопроса и объемы лидерства
Рассуждая об экспорте цветных и черных металлов, как важной составляющей доходной части бюджетов регионов Сибирского федерального округа, необходимо помнить о двух принципиально важных составляющих этого вопроса – внутреннем и внешнем экспорте. Внешний экспорт металлолома сегодня является "узким местом" для регионов Сибири. С другой стороны, по данным Управления ФТС по Сибирскому федеральному округу, объем экспорта по позиции "металлы и изделия из них" в январе-феврале 2009 года составляет 1,2 трлн долларов США (почти 33% всего экспорта Сибири). Впрочем, по сравнению с предыдущим годом, этот показатель упал на 19 %. Но это никак не умаляет значимость этой суммы в доходах регионов СФО.
Несколько иная ситуация с так называемым "внутренним экспортом", то есть объемом поставок лома металлов из Сибири в другие регионы России. Итоги первого квартала 2009 года еще не подведены. Однако, по данным анализа 2008 года, Сибирский федеральный округ вышел на 3 место в России по отгрузке лома черных металлов на переплав и переработку отечественным потребителям, с долей в 21% в объеме внутренних поставок металлолома в России. За прошедший период рост поставок из СФО составил около 20%, что в абсолютных цифрах составляет около 70 тыс. тонн.
Отличаясь от других металлургических гигантов равномерным распределением по всей территории Сибири, отрасль переработки металлолома дает немалую долю дохода всей металлургической отрасли Сибирского федерального округа. Понимают это и ключевые игроки отрасли. Так, с 2006 года в г.Барабинске Новосибирской области работает участок по сбору и переработке металлолома в рамках принятой в компании программы "Сбор и переработка металлолома в Сибирском федеральном округе". Переработанный металл (его объемы за 2008 год оцениваются в 30 тыс. тонн в год) востребован сегодня предприятиями Новокузнецка (НКМК, ЗСМК) и машиностроительными заводами Новосибирска. Завод подобного масштаба действует в Иркутске, Кемерове, множество предприятий меньшего масштаба работают во всех регионах Сибири. Таким образом, металлолом в качестве важнейшего сырья для металлургической и машиностроительной отрасли Сибири все чаще рассматривается не как отходы, а как один из ключевых источников доходов.
В Кузбассе снова разрешено собирать металлолом
Переоценка роли металлолома, видимо, произошла в начале апреля этого года в Кемеровской области. 29 декабря 2008 года губернатор Кемеровской области подписал закон № 140-ОЗ "О запрете деятельности по приему лома и отходов цветных металлов", в соответствии с которым на территории Кемеровской области запрещена деятельность по приему лома и отходов цветных металлов. Мотивировалось это, в первую очередь, недопущением спекуляций на рынке металлолома. Однако, такое решение не только резко суживало возможности развития рынка продажи лома цветных и черных металлов (что могло приносить области немалый доход), но и напрямую нарушало российское антимонопольное законодательство.
Именно в силу последнего, 7 апреля 2009 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) признала Совет народных депутатов Кемеровской области нарушившим часть 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", налагающей запрет на принятие органами государственной власти акта, "который приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и содержат запреты или ограничения в отношении осуществления отдельных видов деятельности".
На заседании комиссии ФАС России была предоставлена информация Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Советом народных депутатов о том, что 6 марта 2009 года принят Закон Кемеровской области № 21-ОЗ "О признании утратившим силу Закона Кемеровской области от 29.12.2008 № 140-ОЗ "О запрете деятельности по приему лома и отходов цветных металлов". По итогам рассмотрения дела ФАС России приняла решение признать факт нарушения Советом народных депутатов Кемеровской области антимонопольного законодательства, но предписание по делу не выдавать в связи с добровольным устранением нарушений в ходе рассмотрения дела.
Экспертных оценок возможных убытков, которые понесла Кемеровская область за 2,5 месяца действия этого закона, не существует. Однако, сопоставляя приведенные выше доходы с возможностями региональных предприятий, можно судить о нескольких десятках тысяч долларов США. В условиях нестабильной экономической ситуации упускать такой доход было бы, как минимум, нелогично.
Получается, что отрасли внутреннего и внешнего экспорта металлолома Сибирского федерального округа приносят до 20% всех доходов металлургической отрасли, а эта деятельность сама по себе до сих пор не рассматривается как одна из стратегически важных. В современных условиях общего сокращения металлургического производства важно не только оценить скрытые в отрасли ресурсы, но и грамотно использовать их. А открытие нового пункта декларирования лома цветных и черных металлов в СФО будет уже следующим логичным шагом.