Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 23.03.2009

Кому принадлежит российский алюминий? "УралБизнесКонсалтинг ИАА ". 23 марта 2009

23.03.2009 - 15:17
Политика ОК РУСАЛ и Олега Дерипаски может привести к переходу крупнейшего в мире алюминиевого концерна под контроль иностранных банков и крушению алюминиевой промышленности на Урале.

Объединенная компания РУСАЛ была создана в 2007 году в результате объединения ОАО "Русский алюминий", ОАО "Сибирско-Уральский алюминий" и ряда металлургических активов международного холдинга Glencor.

В момент своего создания она была крупнейшим в мире производителем глинозема и алюминия. В состав группы входило более 95% всех алюминиевых производств России, в основу её стратегии был заложен принцип наращивания доли на рынке, в том числе за счет постоянного приобретения новых активов, в первую очередь — за рубежом. Для финансирования этих целей, а также для расчетов с контрагентами при объединении компании РУСАЛ активно заимствовал средства под залог своих активов.

К началу 2009 года компания Олега Дерипаски подошла с совокупной задолженностью перед зарубежными инвесторами в размере порядка 14 млрд. долларов. Иностранным кредиторам (крупнейшие из них: BNP Paribas, Societe Generale, ING Bank, Calyon, Unicredit Group, Credit Suisse, Natixis и др.) РУСАЛ должен 7,4 млрд. долларов, российским — Сбербанку, ВТБ и Газпромбанку — порядка 2 млрд. долларов, а долг перед ВЭБом составляет 4,5 млрд. долларов.

b

Значительная часть задолженности перед иностранными и российскими инвесторами является срочной, погашение ранее взятых займов по графику должно пройти в течение ближайшего года. В то же время в результате финансового кризиса произошло резкое снижение стоимости активов ОК РУСАЛ. Многие из приобретенных ранее зарубежных производств сейчас стоят значительно дешевле той цены, за которую их приобретал холдинг Олега Дерипаски. В результате этого компания больше не может привлекать средства под их залог. Более того, уже сейчас стоимость активов оценивается как сопоставимая с размером долга корпорации. Сам предприниматель из-за изменения рыночной стоимости принадлежащих компании активов потерял порядка 88% своего состояния.

До последнего времени в качестве одной из возможных стратегий выхода РУСАЛа из финансового кризиса эксперты называли частичную национализацию компании и вхождение государства в ее капитал. Однако 19 марта руководители экономического блока в Правительстве РФ отказались от прямой помощи компании.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов в интервью агентству Bloomberg заявил, что государство не будет реструктурировать задолженность РУСАЛа перед кредиторами путем вхождения в капитал этой компании. "Нас спрашивают, готовы ли мы помочь РУСАЛу, став его акционером. На сегодня мы не готовы. Возможно, кредиторы и рассчитывали услышать от нас, что мы готовы купить долю или реструктурировать долг. Я сказал им, что не стоит ждать таких заявлений, так как у нас нет таких намерений. Мы не планируем этого делать", — отметил он.

Также Игорь Шувалов не исключил, что корпорация может рассчитаться по своим долгам с иностранными кредиторами собственными акциями. "Это вопрос между РУСАЛом и кредиторами. Согласно действующим нормам иностранные компании должны обратиться за разрешением к государству, и мы будем рассматривать такие обращения незамедлительно", — отметил вице-премьер.

Также 19 марта вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин заявил, что Россия не планирует капитализировать предприятия гражданского назначения, в том числе РУСАЛ. "Мы не планируем капитализировать РУСАЛ", — отметил он, комментируя для прессы заседание кабинета министров.

На практике это означает, что уже в ближайшее время одна из крупнейших компаний России, включающая 95% алюминиевой промышленности страны, может перейти под контроль иностранного капитала. И причина этого — политика менеджмента компании, который чрезмерно увлекся заимствованиями на зарубежных рынках, фактически заложив свой бизнес западным финансовым структурам.

Поиск выхода

Пока основной стратегией РУСАЛа в отношении своих кредиторов является стремление реструктуризировать краткосрочную задолженность компании в более долгосрочные кредитные обязательства. В середине марта компанией было подписано соглашение с группой зарубежных банков, которое позволило РУСАЛу отсрочить выплаты на несколько месяцев. Однако эксперты полагают, что, если в течение ближайшего полугода цена на алюминий не повысится на 30% и более, РУСАЛу вновь придется столкнуться с проблемой возврата долгов. Не исключено, что в этом случае российская корпорация все же сменит собственника.

Также РУСАЛ обнародовал программу по повышению эффективности бизнеса в условиях экономического спада. В ней, помимо планов по сокращению выпуска глинозема, говорилось о сокращении производства алюминия на 11% от общего объема, снижении себестоимости производства до конца первого полугодия на 34%, урезании управленческих расходов на 60% и сокращении персонала на 5% (около 900 человек).

В результате компания уменьшила производство алюминия в первом квартале 2009 года на 320 тыс. тонн, объем производства глинозема — на 3,45 млн. тонн. В декабре 2008 г. ОК РУСАЛ уже объявила о снижении объема производства алюминия на 180 тыс. тонн.

Общий объем сокращения производства алюминия составит 500 тыс. тонн.

С 15 мая компания приостановит производство на ямайском предприятии Alumina Partners of Jamaica, занимающемся добычей бокситов и производством глинозема. Это уже не первый иностранный актив, который РУСАЛ закрывает или на котором сокращает производство в связи с финансовым кризисом. Ранее в рамках программы по оптимизации производства на ямайском Alpart было сокращено производство на 59%, на Aughinish в Ирландии — на 37%, а также временно остановлено производство на итальянском предприятии Eurallumina и глиноземном Windalco на Ямайке.

Одновременно РУСАЛ ведет кампанию по "повышению эффективности производства", включающую в себя изменение условий работы с поставщиками и сокращение выпуска алюминия на собственных предприятиях.

Так, представители ряда уральских промышленных предприятий уже заявляли о том, что РУСАЛ откладывает сроки оплаты за уже произведенные товары и услуги, а также требует снижения платы за приобретаемое оборудование, причем сразу на 20—50%. Так, генеральный директор ЗАО "Уралпромоборудование" Андрей Беседин заявил: "ОК РУСАЛ задолжала нам несколько десятков миллионов рублей за продукцию, поставленную им еще около полугода назад. В феврале компания прислала нам письмо с предложением сделать им с августа-сентября 2008 года 30%-ный дисконт за уже отгруженное и находящееся у них в работе оборудование. В этом случае ЗАО "Уралпромоборудование" попадет в первый список погашения задолженности ОК РУСАЛ; если же я не пойду на данные условия, то окажусь лишь в шестом списке. Тем не менее, даже если я даю согласие на данные условия, когда я получу деньги — неизвестно, дата выплаты не определена. При этом РУСАЛ говорит о том, что погасит долг единым траншем. Если же я сделаю скидку 20%, то, по заверениям компании, он будет отдан двумя траншами, но тоже с неизвестной датой", — отметил А.Беседин.

Конец уральского алюминия?

Трудности, испытываемые транснациональным холдингом Олега Дерипаски, не могут не сказываться и на его российских активах, в том числе — и уральских алюминиевых заводах. До последнего времени корпорация останавливала только заводы и карьеры, расположенные за пределами России. Но не исключено, что именно уральский производственный комплекс полного цикла, доставшийся РУСАЛу при поглощении СУАЛа в 2007 году, может стать первой отечественной жертвой кризиса, охватившего компанию.

Так, по мнению экспертов, в первую очередь под вопросом может оказаться существование одного из самых проблемных активов РУСАЛа — Североуральского бокситового рудника, градообразующего предприятия города Североуральска, известного в последнее время в основном массовыми выступлениями работающих там горняков.

По мнению ряда экспертов, это предприятие изначально было для транснациональной компании Олега Дерипаски скорее обузой, чем полезным активом. Дело в том, что добыча бокситов на СУБРе осуществляется шахтным методом. Руда поднимается с глубины более километра. Себестоимость добытых таким образом бокситов оказывается одной из самых высоких в мире, в 5—10 раз превосходя сырье, добываемое открытым методом — в карьерах. Учитывая, что РУСАЛ владеет несколькими крупными месторождениями бокситовых руд по всему миру, экономическая целесообразность существования СУБРа не является очевидной. Падение мировых цен на бокситы на 60% за последние полтора года также не способствует росту значения этого экстремально дорогого производства.

До последнего времени главной, если не единственной причиной, по которой компания не отказывалась от эксплуатации СУБРа, была социальная ситуация в Североуральске. Бокситовый рудник является единственным крупным предприятием города, его остановка привела бы к полному коллапсу местной экономической и социальной жизни. Постоянные социальные волнения работников рудника поддерживали тот тонус напряженности в отношениях бизнеса и власти, который заставлял РУСАЛ продолжать поддерживать предприятие на плаву.

Однако резкое изменение экономической ситуации в мире и реальные проблемы у самого РУСАЛа могут стать прекрасным поводом для того, чтобы избавить компанию от "проблемного" актива. Не исключено, что под предлогом кризиса корпорация Дерипаски постарается отказаться от продолжения эксплуатации СУБРа и тем или иным образом избавиться от предприятия.

Вариантом может стать выделение СУБРа из объединенной компании в отдельное юридическое лицо и продажа за долги — либо иностранным инвесторам, либо государству. В качестве самостоятельной бизнес-единицы рудник вряд ли сможет существовать, но в этом случае вина за уничтожение производства и целого города уже не будет лежать на Олеге Дерипаске и его команде. Очевидно, что социальные проблемы жителей города в этом случае будут принесены в жертву выживанию металлургического гиганта.

В схожей ситуации могут оказаться и флагманы уральской алюминиевой отрасли — Богословский алюминиевый завод (градообразующее предприятие города Краснотурьинска) и Уральский алюминиевый завод (г. Каменск-Уральский). По мнению экспертов, в случае резкого снижения производства алюминия в России, именно эти предприятия являются первыми кандидатами на остановку работы. Причины этого также чисто экономические. Алюминий не зря называют "застывшим электричеством" — более половины его себестоимости составляют затраты на электроэнергию. Сибирские заводы компании получают относительно дешевое электричество с крупнейших гидроэнергостанций Сибири. Заводы Свердловской области таких преимуществ лишены, себестоимость готового алюминия на них выше. В случае резкого сокращения объемов производства в компании, логично было бы предположить, что в первую очередь будут закрываться наименее прибыльные производства.

Впрочем, нельзя забывать и о субъективном факторе: Олег Дерипаска начал собирать свою металлургическую империю с сибирских алюминиевых заводов, прежде всего — с производств Красноярского края. Эти предприятия всегда будут для него ближе и значимее, чем уральские заводы, приобретенные в результате слияния с основным конкурентом — СУАЛом — в 2007 году. -- УралБизнесКонсалтинг ИАА

Новости по этой теме

В Новости

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>