Позднее зажигание. "Укррудпром (Украина)". 23 марта 2009
23.03.2009 - 14:27
Правила Всемирной торговой организации (ВТО) не слишком одобряют государственную поддержку отдельных отраслей экономики, однако в условиях кризиса запреты постепенно утрачивают категоричность.
Например, даже правительство Венгрии, входящей в Евросоюз, где подобная практика, мягко говоря, не приветствуется, обратилось к Венгерскому банку развития и Министерству экономики с просьбой разработать программу помощи крупнейшему металлургическому комбинату страны Dunaferr. Руководство Dunaferr, принадлежащего украинской корпорации "Индустриальный союз Донбасса", обратилось за поддержкой к властям еще осенью прошлого года, пообещав взамен не сокращать персонал предприятия.
Возможно, положительная, хоть и несколько запоздалая реакция правительства Венгрии на это предложение обусловлена ситауцией в Словакии. В начале марта словацкий премьер-министр Роберт Фицо лично пообещал найти возможность помочь крупнейшему металлургическому предприятию страны, принадлежащему американской компании US Steel. В частности, правительство рассматривает вопрос о покрытии за свой счет отчислений предприятия на медицинское и социальное страхование. Как и Dunaferr, завод US Steel Kosice работает в последнее время не более чем с 50-60%-ной загрузкой мощностей.
Европейская металлургическая ассоциация Eurofer сообщила, что спрос на стальную продукцию в Евросоюзе сократился в первом квартале на 30% по сравнению с четвертым кварталом прошлого года, а во втором может уменьшиться еще на 16%. Около 17% трудящихся в отрасли уволены или работают по укороченному графику. В связи с этим Eurofer обратилась к Европейской комиссии с просьбой поддержать потребителей стали, прежде всего в автомобильной и строительной отраслях, предоставляя им займы, госгарантии по кредитам и кредитное страхование. Однако лидеры Евросоюза заявляют, что не намерены пока следовать примеру США и Китая и накачивать экономику деньгами. Вместо этого в ЕС сначала посмотрят, какие результаты дало выделение в прошлом году 200 млрд. евро для поддержки финансовой системы, а потом уже будут принимать новые решения. Похоже, в ближайшее время европейским металлургам придется рассчитывать только на собственные силы.
А вот в американский Конгресс поданы два небезынтересных законопроекта, авторы которых выступают за некий "экологический" протекционизм. В США выплавка 1 тонны стали сопровождается выбросом 1,7 тонны углекислого газа, тогда как, например, в Китае — 3,5 тонн. В связи с этим автор первого законопроекта предлагает доплачивать американским сталелитейным компаниям за каждую тонну произведенной ими "чистой" стали, чтобы нивелировать разницу в себестоимости, вызванную применением более дорогостоящих и совершенных технологий, а в рамках другого проекта предусматриваться обязать импортеров китайской стали покупать разрешения на выброс дополнительных 1,8 тонн углекислого газа на каждую тонну ввезенной продукции. Для справки: в настоящее время торговля разрешениями на выброс в ЕС не ведется, а в Европе их стоимость составляет более 10 евро за тонну. Правда, пока не известно, как к новой инициативе отнесется ВТО; китайские представители уже высказали свое крайне отрицательное отношение.
В самом Китае металлургическим компаниям, скорее всего, придется выходить из кризиса путем ограничения объемов производства. Национальная ассоциация CISA между тем все еще пытается пролоббировать в правительстве увеличение возмещения НДС экспортерам стальной продукции. Как заявляет руководство CISA, если все будет идти так, как идет (т.е. если правительство не вмешается), Китай в этом году может превратиться в нетто-импортера стали.
На дне
В принципе, глядя на соотношение между китайскими экспортными котировками и уровнем мировых цен, можно вполне поверить в распространяемые CISA "страшилки". Китайские компании практически перестали публиковать экспортные котировки на горячий прокат, но последние заявленные ими цены, как правило, превышали 500 долларов за тонну FOB. В то же время стоимость горячекатаных рулонов, поставляемых из-за границы в Китай, составляет около 370-390 долларов за тонну CFR. Холоднокатаные рулоны предлагаются китайскими компаниями в среднем по 570 долларов за тонну FOB при полном отсутствии заявок, тогда как сам Китай импортирует эту продукцию из СНГ по 420-450 долларов за тонну CFR. Конкурентоспособной на мировом рынке в данный момент является только китайская толстолистовая сталь. Коммерческие сорта предлагаются по 480-510 долларов за тонну FOB, что, в общем, соответствует уровню других поставщиков, а судостроительная сталь может превышать 600 долларов за тонну FOB.
В целом цены на наиболее массовые виды стальной продукции на мировом рынке, по мнению экспертов, уже близки к абсолютному минимуму. Более низкие котировки уже будут совершенно убыточными для поставщиков. Дешевле всех предлагают свою продукцию украинские экспортеры, продающие горячекатаные рулоны по 360-380 долларов за тонну CFR для всех основных покупателей, российский материал примерно на 10-20 долларов за тонну дороже. В странах ЕС вследствие подъема курса евро по отношению к доллару минимальные цены на горячий прокат превысили 400 долларов за тонну EXW (300 евро за тонну).
На рынке длинномерного проката турецкая арматура котируется на уровне 380-390 долларов за тонну FOB, и это максимальная уступка, на которую готовы пойти производители, приобретающие российские и украинские заготовки по 280-300 долларов за тонну FOB или металлолом по 195-215 долларов за тонну CFR. Европейские компании понизили цены на арматуру при экспорте в Северную Африку до 300-310 евро за тонну FOB, но сейчас им стало труднее конкурировать с турецкими поставщиками.
Однако основная проблема рынка — даже не низкие цены, а низкий спрос, возможностей для увеличения которого в ближайшем будущем пока не просматривается. Если в феврале на мировом рынке еще существовал "оазис" в лице Китая, то в настоящее время потребление стальной продукции остается незначительным во всех регионах без исключения. В наиболее тяжелом положении находится экономика промышленно развитых стран — США, Западной Европы, Японии.
Пока наиболее высокие цены на стальную продукцию наблюдаются на американском рынке, где они превосходят даже китайские, но в последнее время в США явно ускорился спад. По сравнению с началом марта стоимость проката на местном рынке сократилась на 20-30 долларов за тонну, а толстолистовой стали — так на все 100 долларов за тонну. В середине месяца американские компании предлагали горячекатаные рулоны по 485-530 долларов за метрическую тонну EXW, а арматуру — по 550-570 долларов за тонну EXW. Импортная продукция гораздо дешевле, но спрос на нее из-за более растянутых сроков доставки еще меньше.
Кто сдастся первым?
Цены на международном спотовом рынке железной руды продолжают падать. Стоимость индийского 63,5%-ного концентрата при поставках в Китай упала уже до около 60 долларов за тонну CIF, сократившись более чем на четверть по сравнению с показателями первой половины февраля. В этой ситуации китайские металлургические компании стремятся "дожать" поставщиков руды, заставив их согласиться на по меньшей мере 40%-ное понижение цен по сравнению с 2008-2009 финансовым годом. По расчетам экспертов, при таком понижении стоимость австралийской руды будет составлять в среднем 55 долларов за тонну FOB плюс затраты на доставку, которые в настоящее время оцениваются в 7-8 долларов за тонну. Таким образом китайские металлурги получат желаемое понижение цен CIF до уровня 2007 года.
По неофициальным данным, чтобы подтолкнуть поставщиков руды к подписанию контракта, китайские представители пообещали компании, которая первой примет их условия, самые большие заказы на продукцию. В настоящее время это выглядит достаточно весомым стимулом. По данным Iron and Steel Statistics Bureau, в 2008 году глобальные поставки железной руды увеличились на 7% по сравнению с предыдущим годом до 888,5 млн. тонн, но в текущем году прирост скорее всего будет отрицательным. В конце прошлого года железорудные компании были вынуждены уменьшить выпуск в среднем на 10%, чтобы привести объем экспорта в соответствие с сократившимся спросом.
Тем не менее пока производители ЖРС продолжают выжидательную политику. Вероятно, по их мнению, мировой рынок стали уже достиг или практически достиг дна, и в дальнейшем ситуация будет улучшаться. Кроме того, рекордные объемы китайского импорта железной руды в январе-феврале текущего года обеспечили им определенный резерв прочности. Так, бразильская компания Vale заявила, что рассчитывает в текущем году на такой же объем экспорта железной руды в Китай, как и в прошлом. Тем не менее Vale, по словам ее генерального директора Роджера Аньелли, готова и к новым сокращениям производства.
Эксперты в последнее время считают, что шансы железорудных компаний обойтись минимальным сокращением цен на руду довольно мизерные. Многие специалисты недавно вообще пересмотрели свои прогнозы на следующий финансовый год в сторону понижения. В результате оптимисты сейчас считают возможным удешевление ЖРС на 30-35%, в то время как пессимисты полагают, что сырье подешевеет на 40-50%.
В конце концов, поставщики руды не слишком потеряют, если цены упадут почти вдвое, в ответ они могут пересмотреть в сторону сокращения свои широкомасштабные инвестиционные программы (хотя зато у них обострится проблема задолженности). В то же время китайские производители стали, многие из которых сегодня имеют отрицательную рентабельность, крайне нуждаются в снижении затрат. -- Укррудпром (Украина)