Реализация нишевой стратегии, углубление специализации предприятий, оптимизация затрат, в том числе на содержание инфраструктуры, развитие отношений с клиентами позволили нам достичь тех целей, которые мы ставили перед собой – Ольга Наумова, генеральный
23.03.2009 - 14:03
Хороший финансовый результат – EBITDA в размере 113,9 млн. долларов (рост по сравнению с 2007 годом на 30 %) – обусловлен, в первую очередь, благоприятной ситуацией на ключевых для компании рынках в 1-м полугодии 2008 года. "Уже в 3 квартале стало заметным влияние мирового финансового кризиса, которое усилилось в 4-м. К тому же окончание года характеризуется традиционным для метизных компаний спадом производства, вызванным сезонностью в отрасли. Оба фактора привели к снижению потребления в ключевых для нас отраслях: строительстве, автопроме, машиностроении", – комментирует Ольга Наумова. Наиболее существенным стало снижение в калибровочном (-50%) и низкоуглеродистом (-30%) направлениях.
В течение всего 2008 года группа предприятий "Северсталь-метиз" придерживалась нишевой стратегии развития, предпочитая выпуску массовых простых продуктов товарные линейки, в которых больше добавленной стоимости, сервиса, возможностей для индивидуальной работы с потребителем. В результате группа на 1% увеличила долю стальных канатов и на 2% – проволоки из углеродистых и легированных сталей. В то же время доля низкопередельной проволоки обыкновенного качества уменьшилась на 2%. Такая ориентация, а также сокращение потребления металлоизделий во 2-м полугодии 2008 года практически на всех "домашних" для компании рынках* привели к уменьшению отгрузок готовой продукции на 19% с 1047,3 тыс. тонн в 2007 году до 847,1 тыс. тонн в 2008-м.
Стабильным по сравнению с другими оставался рынок канатов в Италии, ключевые позиции на котором занимает компания "Раделли". Благодаря ее приобретению (в июле 2008 года), группа усилила позиции приоритетного для себя высокоуглеродистого направления, расширив продуктовый портфель за счет выпускаемых итальянским производителем специфических канатов сложных конструкций, а также, используя опыт "Раделли", приступила к развитию сервисного и инжинирингового направлений в канатном бизнесе.
В течение всего 2008 года "Северсталь-метиз" планомерно снижал затраты, повышая при этом внутреннюю эффективность. Основными для компании стали проекты по оптимизации инфраструктуры (около 10% всех инвестиционных вложений): "Север-Юг" в Волгограде (включает оптимизацию заводских территорий, концентрацию всего производства в южной части предприятия), "Центр" в Череповце (вся деятельность предприятия концентрируется на одной компактной территории в центральной части), оптимизация волочильного производства в "Днепрометизе".
В 2008 году предприятия группы активно осваивали производство новых видов продукции. Так, в компании начат выпуск стальной проволочной фибры новой конструкции (Hendix), позволяющей строителям повысить производительность и эффективность армирования; пластически обжатых канатов, разработанных специально для агрессивных сред и техники с более жесткими требованиями к эксплуатации; сварочной омедненной проволоки больших диаметров (для трубной промышленности); сетки сварной оцинкованной, более устойчивой к воздействию внешних условий; рифленых сеток для химической промышленности, применяемых для просеивания сухих и влажных трудно сортируемых материалов; крепежных изделий повышенных классов прочности, в том числе для комплектации РЖД новыми элементами скреплений. Инвестиции в эти проекты составили около половины всех вложений компании в 2008 году**.
2009 год требует от группы "Северсталь-метиз" еще более решительных действий, связанных с повышением внутренней эффективности и продвижением на рынок продуктов, способных приносить потребителям реальную экономию. "В условиях глубокого финансового кризиса общие программы снижения затрат помогут и нам, и нашим партнерам оставаться конкурентоспособными", – считает Ольга Наумова. По ее мнению, уровень потребления, уже сформировавшийся на сегодня, останется по сравнению с прошлым годом низким в течение всего 2009-го***. Конкуренция на рынке только усилится, что, несомненно, принесет пользу как потребителю, так и оздоровлению отрасли в целом (уход неэффективных игроков, повышение производительности и эффективности и т.п.).
***
* В результате по году был зафиксирован спад – более чем на 7% в России, более чем на 16% в Украине, более чем на 22% в Великобритании.
** В целом объем инвестиций в 2008 году был максимальным за всю историю компании и составил 31,5 млн долларов (на 4% выше, чем в 2007 году).
*** Не более 70% к 2008 году (по данным ассоциации "Промметиз")