Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 23.03.2009

"ВСМПО-Ависма" выигрывает от падения цен на цветные металлы - гендиректор компании.

23.03.2009 - 13:47
Генеральный директор титановой корпорации "ВСМПО-Ависма" Евгений Романов занял свой пост в сентябре прошлого года, придя в компанию из "Норникеля". В интервью агентству "Интерфакс" глава компании рассказал о том, с какими трудностями пришлось столкнуться корпорации в период мирового кризиса, насколько она оказалась к ним готова, а также объяснил, как выстраивается политика компании в целом.

- Как вы себя ощущаете в должности генерального директора титановой корпорации? Были вы готовы к тому, что произойдет кризис, и была ли к этому готова компания, когда вы в нее пришли?

- То, что случился системный кризис, не стало неожиданностью для большинства людей, имевших отношение к реальному сектору экономики. Еще год назад было понятно, что существуют объективные показатели для его назревания. Правда, тогда никто не предполагал, что он окажется настолько глубоким, но ожидание было.

В этом смысле я был готов к тому, что будут проблемы. Было ли готово предприятие? К такому масштабу, наверное, нет. Но это нормально, на то и кризис. Корпорация не была "заточена" на работу в нестабильной и постоянно ухудшающейся мировой экономике.

- Какие меры предпринимает "ВСМПО-Ависма" для выхода из кризиса с минимальными потерями?

- Корпорация сориентирована, прежде всего, на поставки для авиапроизводителей, для предприятий, которые работают на авиацию, космос, традиционные секторы мировой экономики. На этих секторах кризис сказывается не так быстро, они его ощутят на себе позднее. И выходят компании этих отраслей из кризиса позднее, чем все остальные.

Соответственно, оцениваем ситуацию как изменяющуюся, поэтому и делаем все необходимое для того, чтобы быть готовыми и к худшему развитию событий.

- Как это отразится на объемах производства компании?

- Я не думаю, что ситуация приблизится к сильно критической - она будет сложной: какое-то изменение объемов, определенно, произойдет. Но я думаю, что оно определится не разами, а лишь десятками процентов.

- На данный момент все идет в соответствии с планами компании, или необходим их пересмотр?

- Построить самолет - мероприятие не очень быстрое. Авиапроизводители сейчас работают по заказам, полученным еще до кризиса.

Первыми на кризис реагируют авиаперевозчики: у них падают грузо- и пассажиропотоки. Тогда они начинают снимать те заказы, которые могут снять.

Когда именно это скажется, насколько будут сняты заказы - покажут ближайшие год-два. Но даже когда ситуация стабилизируется, и в мире начнется некий экономический рост, авиаперевозчики к вопросу развития рынка все равно будут подходить аккуратно.

- Если я не ошибаюсь, то в конце прошлого года ВСМПО-Ависма планировала пересмотреть соглашения с авиаконцернами...

- Мы в конце прошлого года по большинству позиций практически на 100% согласовали контракт с Airbus, который касался продления ныне существующего договора с 2012 до 2020 года. Изначально мы намеревались его подписать в конце прошлого года.

- Почему подписание пришлось отложить?

- Есть некая техническая заминка. Этот контракт в текущей ситуации имеет очень большое межгосударственное (между Россией и ЕС) значение. Подписание его должно сопровождаться определенной процедурой, требующей присутствия высокопоставленных людей, представляющих обе стороны.

В связи с этим необходимо тщательное согласование рабочих графиков всех участников договорного процесса. Как только графики будут "состыкованы" - подписание сразу же состоится.

- Каковы условия контракта?

- В нем объемы, цены, их изменение в зависимости от экономической ситуации, права и обязанности сторон.

Я уже отметил, что нас с Airbus связывает контракт, действие которого распространяется до 31 декабря 2011 года. Когда же будет подписано соглашение о взаимодействии до 2020 года, мы скажем, что с 1 января 2012 года начинаем жить по таким-то правилам. То есть, это не подписание нового контракта, а продление имеющегося с учетом новых условий.

- Как сейчас строится сотрудничество с Boeing?

- С Boeing у нас контракт действует дольше, чем с Airbus. Поэтому у нас больше времени для того, чтобы готовить продление этого контракта и определять экономические параметры, прежде всего - объем и ценовую политику.

- На данный момент корпорация по-прежнему поставляет авиаконцернам минимальные объемы продукции, прописанные в контрактах?

- Традиционно каждый год начинается с того, что подтверждаются минимальные объемы. По ходу года эти объемы могут повышаться. Причем не факт, что не может увеличиваться объем заказов со стороны авиапроизводителей.

Год всегда стартует с минимального количества поставок. Этот год ничем не отличается от предыдущих и ничем не будет отличаться от следующего года. По мере того, как будем продвигаться по этому году, будем решать возникающие вопросы, смотреть, кому, сколько и чего именно надо.

- То есть пока - на минимуме?

- Я так не могу сказать. Мы сейчас уже находимся выше минимума. А насколько поднимемся - поживем - увидим. Ниже минимума быть не может. Сейчас смотрим, какие заказы появляются, как реализуются.

- Новые заказы сейчас поступают на вашу продукцию?

- У нас есть абсолютно новый проект с институтом имени Бурденко. Несмотря на то, что предполагаемое проектом количество титана очень незначительно и процесс находится в стадии протокола о намерениях, это чрезвычайно интересные намерения.

Смысл заключается в изготовлении титановых имплантатов на черепные коробки. Эти импланты делались и раньше, и сейчас, но их изготовление занимает очень много времени. А существующие у нас на предприятии технологии позволяют в заводских условиях при наличии цифровой модели изготовить имплантат для конкретного человека, ожидающего плановой операции. Если мы реально начнем это делать, то это будет и очень красиво, и главное - очень полезно. Здесь не будет больших объемов реализации и большой финансовой прибыли, но с точки зрения социальной значимости и прогрессивного движения, я считаю, что это важный проект.

- На сегодня "ВСМПО-Ависма" испытывает недозагрузку мощностей?

- Ни одно предприятие фактически никогда не работает на полной производственной мощности. У каждого оборудования есть коэффициент полезного использования: нормативный, сверхнормативный, есть менее используемый в целом. Мы находимся в районе нормативного коэффициента использования всего оборудования. По разным переделам - по-разному.

Не могу сказать, что наши технологические переделы полностью сбалансированы. На сегодняшний день часть из них работает с определенной недогрузкой по сравнению с предыдущим годом. Допустим, в 2008 году у нас часть переделов работала так, что мы не успевали даже ремонтировать оборудование, то есть, не останавливали на плановое обслуживание. Оборудование работало фактически на износ. Теперь эти переделы у нас работают в более спокойном режиме.

- Какой объем продукции выпускает компания на данный момент?

- С точки зрения производства титана как материала, мы имеем возможность выпускать больше. А вот, допустим, титана в виде проката больше, чем имеем на сегодняшний день заказов, мы выпустить не можем. Поэтому по определенным видам продукции я бы хотел, чтобы поступили заказы, а по определенным - не хотел бы.

- Вы сейчас всю выпускаемую продукцию отгружаете своим поставщикам?

- Да.

- На склады ничего не поставляете?

- Наоборот, мы взяли установку на уменьшение складских запасов.

- Много скопилось?

- Да. Но есть объективная причина скопления на складах, так как существует достаточно широкая номенклатура нашего производства. Зачастую авиастроители заранее не могут определить, какая конкретно номенклатура им будет нужна здесь и сейчас.

Например, Boeing находится в Америке. То есть мы должны создавать определенные стоковые склады в этой стране, которые будут позволять более оперативно решать логистические вопросы. Потребуется Boeing что-то именно сегодня - они размещают дополнительный заказ: кто может поставить. Мы говорим, у нас есть на складе в Америке - возьмите и распишитесь. Поэтому склады выполняют определенную миссию ускорения поставок по потребности производителей.

- Запуск СП с Boeing уже отложен на один квартал. Он все-таки будет осуществлен в этом квартале?

- Да. Нам было необходимо решить технические моменты - мы не форсировали ситуацию, ждали, когда произойдет инаугурация нового президента США, появится новая администрация. Уже с новой администрацией начали прорабатывать оставшиеся вопросы. Теперь мы ждем поставки оставшегося необходимого оборудования из США для станков, после чего планируем начать пуско-наладочные работы.

Со стороны России ситуация заключалась в том, что произошло изменение в таможенном кодексе. Возник небольшой юридический вакуум с поставкой нашего второго станка, который находится в Прибалтике на данный момент. Если раньше говорилось о том, что оборудование, которое вносится в уставные капиталы и не производится на территории Российской Федерации, не облагается НДС, то с нового года появилась через запятую фраза: в соответствии со списком, утвержденным правительством РФ. Сейчас согласовывается этот список. До его опубликования норма не должна действовать. Поэтому у нас произошла сдвижка запуска проекта на квартал.

- Планы по выходу на проектную мощность сохраняются?

- Ну, на проектную мощность - это нескорая история, потому что пока заезжает только второй станок, а всего станков будет пять. Производство запускается очередями: то есть, мы запускаем один станок, потом еще один, и так потихонечку все увеличиваем и увеличиваем мощность.

- Заказы на продукцию СП уже существуют?

- Заказы на эту продукцию будут. Пока не ожидается, что их будет очень много по одной простой причине: основная задача этого совместного предприятия - выпуск продукции для нового самолета Boeing Dreamliner. Из-за того, что на Boeing были определенные технические проблемы, забастовки, у них сдвигается график запуска нового Dreamliner. Пока Boeing утверждает, что в этом году первый Dreamliner взлетит. После этого Boeing можно будет выдать окончательную техническую документацию и начать заказывать детали для производства этих самолетов. Основная миссия и основное назначение нашего СП - это как раз производство деталей для этого самолета.

- В прошлом году очень сильно упали цены на цветные металлы, и в этом году они продолжают снижаться. Коснулось ли это падение производителей титана?

- Титан, в отличие от металлов, которые вы имеете в виду, не торгуется на бирже. Он продается по длинным контрактам с фиксированными ценами. Поэтому то, что металлы начали колебаться, для нас, с точки зрения продаж, - безразлично. То, что касается вообще влияния цен на металлы, то надо понимать, что для авиапроизводителей мы поставляем не чистый титан, а сплавы. В этих сплавах присутствуют и алюминий, и ванадий, и молибден. Поэтому цены на эти металлы, конечно, влияют на наши производственные издержки. В этом смысле общемировая тенденция снижения цен на цветмет для нас оказалась достаточно благоприятной, потому что и алюминий, и молибден тоже подешевели.

- С какими финансовыми и производственными показателями компания завершила прошлый год?

- Мы отработали с прибылью. Когда появится официальный отчет и будет утвержден на собрании акционеров, тогда это станет достоянием общественности. Естественно, объем прибыли несколько снизился по сравнению с предыдущим годом, но находится в пределах тех показателей, которые запланированы бюджетом, утвержденным советом директоров. Могу еще добавить, что в прошлом году мы привлекли меньше кредитов, чем предполагалось изначально. И в этом году намерены дополнительно снижать кредитную массу.

- Компании удалось все-таки привлечь синдицированный кредит на $160 млн?

- Синдицированный кредит еще не подписан как документ, но уже проработан: существует меморандум по кредиту. Мы готовы его подписать, когда с той стороны скажут окончательное да.

- Кто его организует?

- Синдицирует его Barclays. На самом деле, я пока окончательно не знаю, станем мы его использовать или нет.

- Но дополнительные средства нужны корпорации?

- У нас точно существует необходимость в кредите для "ВСМПО-Ависмы". В принципе, есть готовность со стороны ВЭБа дать нам инвестиционный кредит, условия которого проговаривались еще в прошлом году. Кроме того, мы с руководством Сбербанка вышли на переговоры по поводу инвестиционного кредита на условиях, которые сейчас мне кажутся более привлекательными, чем предлагает ВЭБ. С уральским руководством Сбербанка мы договорились, что февраль-март уйдет на разработку условий кредитной возобновляемой линии с максимальным использованием $150 млн. Речь идет о семилетнем кредите, который будет состоять из трех валют (рубли, доллары, евро). То есть, если мы покупаем оборудование, которое продается за евро в европейской зоне, нам эквивалент предоставляется в евро, если мы покупаем в России или в рублевой зоне, мы платим в рублях, покупаем в долларах - заимствования происходят в долларах.

Мы сейчас проводим все необходимые переговоры для того, чтобы понять, в каком из банков для нас будет наиболее привлекательным привлечение кредита. Речь идет по всем трем направлениям о сумме в районе $150 млн.

- Помимо закупки оборудования, на что еще пойдут привлеченные средства?

- Любой инвестиционный процесс состоит из четырех основных элементов: первое - проектирование, второе - приобретение оборудования и материалов, третье - услуги строителей и монтажников, и последнее - пуско-наладочные работы. Вот по всем четырем направлениям эти кредиты и будут использоваться. Строительно-монтажные работы и проектирование делаются в рублевой зоне, в пуско-наладке могут участвовать три валюты, потому что, как правило, пуско-наладкой занимаются изготовители оборудования.

- В начале этого года корпорация должна была разработать новую стратегию до 2020 года с перспективой до 2030 года…

- Изначально корпорацией была принята стратегия развития до 2012 года. Я считаю, что это слишком короткий промежуток времени, и мы должны пересмотреть стратегию, разработав ее до 2020 года. С учетом того, что у нас в стратегии предусматривался ряд сырьевых проектов, которые имеют длинные сроки реализации и сроки окупаемости, необходимо смотреть стратегию с перспективой развития до 2030 года. В этом году мы ее должны разработать, сделать и утвердить на совете директоров.

- То есть объявленные согласно стратегии "ВСМПО-Авсимы" до 2012 г. инвестиции в размере $1 млрд и производство 44 тыс. тонн уже не актуальны?

- Во-первых, уже достаточно много, порядка $600 млн, из этого объявленного миллиарда освоено.

При этом задачу производить 44 тыс. тонн титана никто не отменял. Просто, если раньше говорилось о том, что эти 44 тыс. будут нужны к 2012 году, то сейчас мы понимаем, что к 2012 году они будут не нужны. А вот когда понадобятся - зависит от того, как быстро пройдет экономический кризис.

То, что сдвиг минимум на 2-3 года произойдет, это уже свершившийся факт. И можно окончательно говорить, что нам нужно инвестироваться не к 2012 году, а к 2015 году. Исходя из этого мы, конечно, пересматриваем свои инвестиционные планы.

- Каков запланированный объем инвестиций на этот год?

- Не менее $100 млн., но и не более. На самом деле, если говорить объективно, то проекты, в которые можно инвестировать, составляют $100 млн. Это наши перспективы развития - направления, где мы пока будем заниматься проектированием и обсчитывать экономические показатели. В инвестплане пока стоят затраты на проектно-сметную документацию - они невелики, сами проекты будут реализовываться позже, скорее всего, в следующем году.

-Это будут в основном заемные, или же собственные средства?

- Наших денег хватает на все, и даже на погашение кредита, но дело в том, что очень правильно, когда под инвестиции привлекаются кредиты. Почему я прошу у банков инвестиционный кредит - именно потому, что у них длинные проценты, они ложатся на стоимость проектов, окупаются. Поэтому мы очень заинтересованы, чтобы инвестиции шли по линии инвестиционного кредита - мы хотим разделить: чтобы инвестиционный бюджет был как инвестиционный бюджет, текущая деятельность - как текущая деятельность. Задача, которую я поставил перед финансовыми подразделениями и дальше перед теми, кто будет реализовывать, - чтобы общая величина кредитов в абсолюте уменьшилась на $150 млн.

-Дивиденды за прошедший год корпорация выплачивать будет?

- Пока не утверждена бухгалтерская отчетность по прошлому году, вопрос о выплате дивидендов не стоит. Решение о выплате-невыплате дивидендов принимается собранием акционеров - с учетом того, какая у нас будет отчетность, какие будут параметры по бюджету. Всегда это происходит в районе лета. Конечно, я будут свое предложение выносить на совет директоров, но какое оно будет, предстоит еще определиться. Прибыль у предприятия есть, а будет ли возможность выплатить дивиденды, это уже следующий вопрос, потому что прибыль расходуется и на социальные программы, и на инвестиции и т.д. -- INFOLine, ИА (по материалам компании)

Новости по этой теме

В Новости

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>