"У нас ходунки "Айболит" от "Конмет холдинга", уже два года пользуемся, нам нравятся, есть разные возможности крепления, да и выглядят вполне ничего!" – советуют друг другу мамочки на одном из форумов, посвященных детям, больным ДЦП. Какое отношение это имеет к Владиславу Тетюхину – самому пожилому миллиардеру России? Прямое, поскольку буквально через несколько дней президент титановой корпорации "ВСМПО-Ависма" уйдет со своей должности и займется "семейным бизнесом" – производством медицинского оборудования из титановых сплавов. После нескольких десятков лет, проведенных в маленьком уральском городке, он возвращается в родной город – Москву.
Тетюхин, конечно же, по-своему уникальное явление в российской олигархической среде. Во-первых, сам выплавлял первый слиток уральского титана, работал в цехах, в авиационном производстве, да и докторскую диссертацию защитил еще в середине 70-х. В общем, отношение к предмету (теперь уже бывшего) капитала имел непосредственное. Иностранные бизнес-школы и антикризисные курсы не заканчивал, но это не помешало в 90-е переориентироваться на внешний рынок и тем самым спасти производство. Это уже с другой стороны – среди младоолигархов всегда смотрелся "белой вороной". Хотя тут можно возразить, что налаживание поставок российского сырья за рубеж – это не самое выдающееся умение, тем более на рынке, где крупных игроков – единицы, и спрос на твое сырье будет всегда. Может быть, именно поэтому во всех публичных выступлениях Тетюхин непременно говорил об углублении переработки и даже машиностроении вместо банальной штамповки металла. Но пока что ВСМПО-Ависма машиностроительным предприятием не стала, зато за последние годы претерпела массу пертурбаций и в итоге стала практически государственной – основной акционер корпорации – "Ростехнологии".
Хотя и раньше Тетюхин бенефициаром не был – владел компанией на пару с Вячеславом Брештом (у первого 31% акций, у второго – 27%). Оставшийся пакет в свое время принес партнерам немало проблем. Миноритарный акционер – "Ренова" – долго судилась с Тетюхиным и Брештом из-за 13-процентного пакета. В итоге все досталось госкорпорации, о чем "Ренова", судя по всему, не сильно-то и жалела (в лице Вексельберга, который с самого начала говорил, что "переговоры, скорее всего, завершатся частичной или полной продажей акционерами своих пакетов"). Брешт тоже отошел от дел, а вот Тетюхин так и не смог сразу расстаться со всеми акциями, у него осталась доля примерно в 4%, место в совете директоров и, как поговаривали, "должность свадебного генерала" – президентское кресло, "поставленное" в корпорации специально для него. Кстати, акции титановой корпорации "всплыли" и в другом громком деле – в 2005 г. в связи с расследованием дела Ходорковского-Лебедева. Дело в том, что в далеком 1994 г. структуры, афиллированные с печально известным МЕНАТЭПом, выкупили 10-процентрый пакет акций "Ависмы", как посчитали в Генпрокуратуре, незаконно. Несмотря на это и на решения судов, акции государству так и не вернулись, а достались уже упоминавшимся выше акционерам. Стоит добавить, что "воевавшие" тогда "Ренова" и Тетюхин – Брешт видели в "следе Ходорковского" происки "противника".
С приходом нового "старого" мажоритарного акционера все устаканилось, страсти улеглись, новый топ-менеджмент заговорил о необходимости идти вперед, а сотрудники нет-нет да вздыхали потихоньку о старом руководстве. А тут и кризис подоспел, и вот уже на счет нового гендиректора корпорации Евгения Романова стали гадать – то ли плановая замена, то ли антикризисный управляющий.
Действительно, получилось так, что уже сейчас, а не через год-два, как планировали в руководстве корпорации, кризис серьезно коснулся всей металлургической отрасли, и мировые цены на титан упали за последние годы в несколько раз. Однако, несмотря на это, корпорация подписала долгосрочные контракты с Boeing и Airbus (с первым, кстати, "ВСМПО-Ависма" до конца этого года должна запустить СП). Правда и в рамках этих контрактов, как рассказал журналистам генеральный директор компании Евгений Романов, возможные некоторые корректировки.
В общем, в кризисе все равны, и положение дел "ВСМПО-Ависмы" мало чем отличается от положения других металлургических предприятий да и в целом реального сектора экономики: бурное развитие на протяжении последних пяти лет, планы, многочисленные контракты, обильные кредиты под них, слабая диверсификация продуктового портфеля. Так что сейчас наполеоновские планы по машиностроению и созданию "Титановой долины" пока придется отложить. А вот на какой срок – будет зависеть уже от нового руководства. Но оно точно не намерено отказываться от поиска новых рынков сбыта (об этом заявил один из членов совета директоров корпорации Михаил Воеводин в интервью газете "Ведомости", более того – это направление, возможно, доверят именно Тетюхину. И он, по его собственным словам, не намерен отказываться от такого предложения, хотя сам собирается заниматься научными разработками и перспективными направлениями. "Для ВСМПО основное значение теперь, на мой взгляд, играет сырьевая конъюнктура и обеспеченность сбыта, а не смена менеджмента. Другими словами, ни старый, ни новый президенты компании по объективным причинам не в силах влиять на ценовую конъюнктуру рынка титана и на его общую востребованность. Таким образом, уход Тетюхина повлиять на деятельность компании если и может, то вряд ли существенно. Сохранение контрактов является положительным моментом, что, вероятно, является заслугой текущего менеджмента. Но, с другой стороны, не факт, что картина была бы иной при другом руководстве. Не стоит исключать, что при новом руководстве возможно проведение оптимизации портфеля активов, оптимизации издержек (в т.ч. и за счет фонда оплаты труда), что сейчас, в условиях общего кризиса не было бы лишним для компании", - полагает Станислав Фоменко, заместитель начальника отдела анализа рынка акций ИК "Велес Капитал".
всмпо стела | Фото: Накануне.ruКуда же уйдет Владислав Тетюхин? В своем заключительном интервью в качестве президента корпорации он рассказал, что намерен посвятить себя семейному бизнесу, который, естественно, связан с титановым производством. Сыновья титанового миллиардера уже давно занимаются производством медицинского оборудования и имплантатов из титановых сплавов. В том числе и упомянутых в самом начале ходунков "Айболит". По словам Тетюхина, это очень перспективное и прибыльное направление, да и заняться им сыновьям посоветовал он сам. "Мои ребята закончили вузы по таким специальностям, которые в перестройку и затем 90-е оказались не совсем востребованными, и я попросил их заняться медицинскими инструментами и имплантатами из титана. А сейчас и мне пора этим заняться. И это направление очень перспективное, поверьте. Сейчас, например, уже все кроме мягких тканей можно в человеке заменить титановыми имплантатами", - рассказал Владислав Тетюхин в интервью телеканалу "Ермак". Не собирается он и насовсем перебираться в Москву – за долгие годы, проведенные в Верхней Салде, коренной москвич, по собственному признанию, успел стать настоящим уральцем. Ну, а сотрудники и журналисты, пишущие об одном из крупнейших в мире титановых производств, всегда будут с некоторой ностальгией вспоминать экскурсии по цехам, которые Тетюхин проводил лично, и его знаменитый "фокус с коробком" на самом большом в России прессе. "Все мои ровесники-конкуренты и ровесники-партнеры уже давно ушли со своих должностей, находятся на заслуженном отдыхе. Я остался последний, один. Вам не кажется странным, что в 60 лет все выходят на пенсию, а я только начал заниматься работой?" - то ли иронизирует, то ли расстраивается Тетюхин.
Владислав Тетюхин – о корпорации "ВСМПО-Ависма", жизни и "Титановой долине":
"ВСМПО-АВИСМА - самая совершенная компания в мире на сегодняшний день…"
"Понимаете, люди... жизнь краткотечна, а государство - вечно"
"Если в первые, постперестроечные годы было время "разбрасывать камни", я не буду называть имя президента, который особенно далеко бросал их, то сейчас началось время "собирать камни…"
"Сегодняшний момент - уникальный для Отечества, когда можно сделать Россию самой мощной "титановой страной"
"Российские инвесторы тоже прибегут [в "Титановую долину". Только свистни!" -- Накануне