Как долго продлится спад на рынке толстолистовой стали?
В конце февраля -- начале марта состояние мирового рынка толстолистовой стали лучше всего характеризовалось словом "хаос". Цены на эту продукцию пошли вниз согласно общей негативной тенденции на рынке плоского проката, но, при этом, некоторые компании из Украины и Китая начали "дешевую распродажу" старых запасов, еще более усложнив ситуацию.
Украинский Мариупольский комбинат им. Ильича в конце февраля предлагал коммерческий толстый лист в Турцию, примерно, по $535-540 за т CFR с поставкой в марте, а судостроительный лист – по $560-565 за т CFR, однако эта продукция не пользовалась высоким спросом из-за 13%-ной импортной пошлины. Стоимость украинского листа в ЕС достигала также $560-580 за т CIF/DAF. Однако в начале марта на рынке появилась толстолистовая продукция из Украины по ценам порядка $450-480 за т FOB, хотя производители указывали котировки на текущий месяц на уровне от $520 за т FOB.
Однако вполне возможно, что компании, предлагающие дешевую продукцию, только предвосхищают события не столь уж отдаленного будущего. На мировом рынке толстолистовой стали набирает силу новый спад, который может оказаться не менее сильным, чем в октябре-ноябре прошлого года. Многие участники этого рынка – и производители, и потребители – рассчитывали на некоторое оживление весной этого года, но, как теперь представляется, им придется отложить исполнение своих надежд на несколько месяцев.
Большая часть потребления толстолистовой стали приходится на производство оборудования, труб большого диаметра, строительство, судостроения. Все эти отрасли пока находятся в неблагоприятном состоянии. Так, по данным европейских аналитиков, объем заказов на новые суда в последние месяцы близок к нулевому, многие компании отозвали ранее заключенные контракты с верфями. При этом, кризис в отрасли, по их мнению, может продлиться до 2011 года. Корейская компания Hyundai Heavy Industries сообщила о 54%-ном сокращении заказов в январе по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Некоторые корейские судостроители, в феврале договорившиеся с японскими поставщиками судостроительной стали в апреле-сентябре по ценам, близким к $700 за т FOB, пытаются передоговориться, снизив как цены, так и объемы закупок. Японская Mitsui Engineering & Shipbuilding Co настаивает на уменьшении стоимости продукции с 1 апреля на 30-40%, что фактически означает возвращение к уровню 2005 года.
В начале марта стоимость китайской толстолистовой стали судостроительного назначения снизилась в Восточной Азии до $600-630 за т FOB. Продажа продукции коммерческих сортов заключается по $520-550 за т FOB. В самом Китае цены упали за месяц почти на $100 за т и практически сравнялись с мировым уровнем, что будет способствовать активизации экспорта. В Европе китайский коммерческий толстый лист уже предлагается отдельными компаниями по ценам, близким к $500 за т CIF. Европейские металлурги продают аналогичную продукцию по 460-480 евро за т (около $575-600) EXW, но местные аналитики прогнозируют падение цен до 400-450 евро за т в апреле.
Относительно благополучным остается только американский рынок. В конце февраля местные компании продавали лист А36 по $880-930 за метрическую т EXW, а импортная продукция котировалась на уровне $700-720 за т CIF. Согласно статистическим данным, объемы продаж в январе несколько увеличились по сравнению с декабрем, хотя остаются очень скромными. На этом основании американские аналитики считают, что крайняя точка кризиса на этом рынке уже позади, а возобновление спада цен в марте-апреле маловероятно.
Некоторое восстановление рынка толстолистовой стали в других регионах может быть связано со следующими факторами:
1. Государственные программы по поддержке судостроительной промышленности, которые приняты в Китае и Корее. Китайская металлургическая ассоциация CISA рассчитывает, что благодаря этому спрос на толстолистовую сталь в национальном судостроении возрастет в 2009 году на 2,5 млн. т по сравнению с прошлым годом и превысит 20 млн. т. Правда, объем производства массовых категорий судостроительного листа в стране останется избыточным. Корейские судостроители, со своей стороны, также ожидают появления новых заказов во втором полугодии.
2. Реализация проектов по развитию инфраструктуры в Китае, США, возможно, некоторых других странах. Оживление в строительном секторе, вызванное государственными инвестициями, и соответствующее расширение спроса на строительную технику окажут некоторую поддержку рынку коммерческого толстого листа.
3. Строительство магистральных трубопроводов. В частности, в России это могут быть проекты "Северный поток", "Сахалин-Владивосток", "Джубга-Сочи" и др.
Таким образом, возможность оживления на рынке толстолистовой стали, судя по всему, появится не ранее второго полугодия текущего года. Причем, появится она, прежде всего, в Восточной Азии, в США, на внутреннем рынке России. Европейский же рынок, по-видимому, останется в депрессивном состоянии, как минимум, до конца текущего года. -- Русмет