Президент Уго Чавес тоже реализовывает план по развитию металлургии страны. Очень смешной план, правда. Традиционно по вторникам авторская колонка Артема Зверева.
Итак, в течение нескольких месяцев Дон Уго Чавес Фриас, президент наиболее боливарианской республики из всех возможных, металлургией не занимался. У него было много других дел. Он посылал роту солдат на рисообрабатывающий завод, напугал владельцев отелей и ресторанов в стране, объяснив им природу возникновения инфляции. Знаете, кстати, откуда инфляция берется? Нет? Я вот всегда думал, что знал, а оказалось, ошибался. По Чавесу цены в ресторанах и отелях растут, потому что львиная доля этого бизнеса принадлежит частному сектору, а отсюда, и возникает инфляция (статья об этом была опубликована 8 марта в газете Эль Карабобеньо). Чавес объявил о планах по созданию сети ресторанов "Чавес" -- места где "вы всегда сможете провести время со своей девушкой или женой" (цитата оттуда же). И наконец, Чавес обратился к Президенту США Бараку Обаме с предложением пойти по социалистическому пути, так как это единственно возможный путь выхода из этого империалистического кризиса. Президент Обама пока не ответил. Скорее всего, думает…
Но недолго стальной сектор страны отдыхал – у Чавеса появилось свободное время. И наконец, после, видимо, определенных консультаций, план по развитию металлургического сектора появился. Что меня заинтересовало сразу? Ну, главным сюрпризом для меня стало то, что в местной прессе давно уже рапортуют о том, что производство в черной металлургии будет увеличено с 21, 3 млн т до 30 млн т в ближайшие 8 лет. Нет, это конечно все очень хорошо, это реальный рост, достаточно скромный по индийским или китайским меркам, но, пардон, а когда Венесуэла выпускала более 20 млн т стали? Я если честно, всегда считал, что производство стали в этой стране находится на уровне 4-5 млн т в год. И правильно считал. Пробежав глазами по чему то более или менее похожему на официальную информацию, я понял, что объемы производства считаются по следующей формуле – объем добычи руды + объемы выплавки стали. И тогда как раз 21,3 млн т стали (или, скажем так, металлургической продукции) вполне получается. Венесуэльские журналисты (не все, но многие) подобными подсчетами себя не затрудняют и пишут про объемы выпуска именно 21,3 млн т стали. Ну ладно, с этим разобрались.
Второе, венесуэльские газеты рапортуют о том, что производство именно самой стали будет увеличено на 70%. Здорово, правда? Особенно когда оно будет увеличено с 5 млн т до 7 млн т. В плане явная нестыковка. В самом начале говорится об увеличении производства стали и руды с 21,3 (18 млн т руды + 3,3 млн т стали) до 30 млн т (25+5), это слова Чавеса. По другим данным, которые там же привел Министр промышленности и шахт Родольфо Санс, уже через несколько лет страна будет выпускать порядка 8,5 млн т. Сюда входит и увеличение производства с 5 млн т до 7 млн т (подозреваю, что речь идет о мощностях, а не о реальном выпуске), и строительстве нового завода на 1,5 млн т сырой стали в год. Есть и еще одна нестыковка – по данным президента страна сегодня способна выпускать 5 млн т стали, по данным Министра – лишь 4 млн т. В общем, если оптимизм Чавеса и его министра соединить вместе, получится цифра порядка 8,5 млн т стали и 25 млн т железной руды (по руде они поразительным образом единодушны). Хороший план, правда?
Я бы хотел обратить внимание читателей на новое предприятие, которое скоро будет построено в стране – как раз тот самый завод на 1,5 млн т стали, о котором любят говорить и министр и президент, строительство которого, по словам Чавеса, будет важным этапом в развитии страны. На строительство этого важного этапа будет затрачено порядка 2,1 млрд долларов. Я ни в коем случае не считаю себя экспертом в металлургическом строительстве, я просто сопоставляю стоимость подобных проектов в разных странах мира. И на мой взгляд, в Венесуэле, которая не является особо дорогим местом для производства и строительства, сумма инвестиций выглядит как-то уж слишком завышено…
И тут вдруг ни с того ни с сего в голове рождаются некоторые подозрения… как бы это тактичнее сказать? В коррупции… Или может быть дон Уго хочет построить высокоэффективное производство по последнему слову науки и техники?
Лидер партии La Causa R (La causa radical – партия образованная 38 лет назад выходцами из коммунистической партии Венесуэлы, именно они себя считают подлинными борцами за народное дело и находятся в жесткой оппозиции к Чавесу) Андрес Веласкес напрямую обвинил Чавеса во внутренних промышленных проблемах страны. Г-н Веласкес считает, что ни Чавес, ни министр Санс реальной ситуации в черной и цветной металлургии, а также других отраслях, не знают. "Они говорят, что кризис спровоцировали американские империалисты, однако ни слова ни говорят о реальных причинах". По его мнению, реальными причинами ухудшение экономики и промышленности страны и провинции Гуаяна в частности (в этой провинции находятся главные металлургические предприятия страны) стало проведение, своего рода, боливарианского эксперимента. Г-н Веласкес говорит об ужасном уровне коррупции и не выдерживающем никакой критики менеджменте национализированных компаний. Профсоюзы не представляют в действительности интересы рабочих, о которых так печется г-н Чавес. К министру Сансу, который призывает венесуэльских рабочих "пожертвовать" своими рабочими местами, тоже уйма претензий. Единственным "весьма сомнительным" достижением можно, конечно, считать увеличение занятости в прошлом году, хотя при более внимательном взгляде и тут провал идет за провалом. К примеру, на металлургическом предприятии Sidor занятость выросла на 24% (с 5,4 тыс до 6,7 тыс. рабочих), однако компания сократила выпуск стали на 730 тыс. т. Мало того, претензии по качеству за прошлый год выросли на 80%... Эффективно, не правда ли?
Чавес сдаваться не собирается. И правильно. Следующей жертвой скорее всего станет владелец одной из крупнейших промышленных групп страны Лоренсо Мендоса (состояние 5 млрд долларов, его компания Polar является крупнейшим производителем продуктов питания, а самое главное, пива в стране). Чавес уже сказал ему: "Мендоса, привози свои деньги в страну" и "Мендоса, я отберу у тебя Polar. Я его экспроприирую". Все затаили дыхание – получится ли у великого и ужасного Уго присвоить и пивную промышленность. А сталь, 2,1 млрд долларов, да черт с ними, это ведь не пиво. Боливарианцы на местах уж как-нибудь разберутся… -- Русмет