Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 04.03.2009

Триллионы тугриков за миллиарды тонн угля. "UGMK.INFO (Украина)". 4 марта 2009

04.03.2009 - 11:45
Даже в условиях кризиса, возможность покупки 49% угольного месторождения Таван-Толгой в Монголии сильно "взбодрила" ведущих рыночных игроков. В борьбе за 2-3-миллиардные ресурсы высококачественного коксующегося угля сойдутся горнорудные компании большой "тройки", японские, китайские, американские и российские игроки. Для победы, очевидно, недостаточно будет одного только "тугого кошелька" – претенденты предъявят также "геополитические аргументы"

Даже в условиях ожидаемого в нынешнем году удешевления коксующегося угля до $130-140 за т монгольский актив является очень привлекательным. Кризисы рано или поздно заканчиваются, а доступ к сырью всегда остается конкурентным преимуществом. Никто еще не забыл предыдущие годы, когда цены на уголь стремительно росли и меткомпании мира столкнулись с дефицитом данного вида сырья.

Месторождение Таван-Толгой расположено в пустыне Гоби в 150-250 км от государственной границы с КНР. Считается одним из крупнейших в мире среди разведанных, разработка на которых еще не начата. Запасы месторождения оцениваются в 5-6,5 млрд. т, 40% из которых приходится на высококачественный коксующийся уголь. Основная проблема – полное отсутствие инфраструктуры. Для нормального функционирования шахт на базе месторождения необходимо построить железнодорожные ветки и электростанцию. В каком направлении будут строить дороги, станет ясно лишь после выбора инвестора. До Китая ближе всего, в этом случае добываемый уголь может экспортироваться не только в КНР, но и в Японию. Ветка до России будет длиннее (около 400 км), здесь вывоз продукции пойдет только в одном направлении.

Таван-Толгой никогда не пропадал из поля зрения ведущих игроков. Еще в 90-х годах BHP получила право на его разработку, но после тщательного анализа BHP признала развитие месторождения экономически нецелесообразным: низкие цены на уголь в сочетании с необходимостью крайне высоких расходов на его добычу и транспортировку. С тех пор интерес к инвестированию проекта проявляли Vale, BHP Billiton, китайскую Shenhua Group и Ivanhoe Mines, а также российские "Базовый элемент", "Ренова" и "Северсталь", которые даже создали консорциум для освоения Таван-Толгоя. Однако до приватизации дело так и не дошло, основными причинами чего явилось несовершенство приватизационного законодательства и нежелания властей допускать на свою территорию иностранных инвесторов.

В минувшем году местная Energy Recources, которая инвестировала в организацию добычи угля миллиарды тугриков, вернула государству лицензию на освоение месторождения, сохранив за собой право работать на одном из участков.

По данным прессы, работы на месторождении все-таки ведутся – несколько монгольских фирм "под прикрытием" членов правительства и пара совместных с китайской стороной компаний добывают примерно 300 тыс. т угля за год. Весной 2008 г. правительство объявило о намерении навести порядок с использованием Таван-Толгой путем продажи части акций на открытом тендере.

Власти заявили, что в связи с ограниченными финансовыми возможностями государства право на разработку получит иностранный инвестор. В январе нынешнего года правительство, столкнувшись с серьезным дефицитом бюджета из-за падения мировых цен на медь и снижения других доходов, активизировало подготовку к продаже месторождения

По оценкам экспертов, в проект "Таван-Толгой" необходимо вложить от $3 до $5 млрд. Понятно, что такие инвестиции под силу только ведущим мировым игрокам, причем только профильным.

Действующие в стране законы по приватизации крайне несовершенны и нуждаются в коррекции норм об участии зарубежных компаний в добыче полезных ископаемых. Нуждается в пересмотре для придания ей прозрачности и сама тендерная процедура.

Пока власти страны определили точно, только сохраняемую за государством долю собственности в месторождении – 51%. Остальное пока неясно: будет ли выдана лицензия на все месторождение или только на отдельные участки; какими будут требования к инвестору; как будет проводиться конкурс. Сейчас правительство консультируют специалисты Deutsche Bank и JP Morgan. Эксперты предупреждают, что сейчас не самое удачное время для продажи, цена не будет столь высокой, как это могло быть в предыдущие годы. Предполагается, что за 49% будет получено до $2 млрд., плюс постоянные доходы от использования мажоритарной доли шахты, остающейся в распоряжении государства.

Среди потенциальных участников тендера – все те же компании, что и раньше – китайская Shenhua, японские Sumitomo и Itochu, американская Peabody, бразильская Vale, швейцарская Xstrata, Rio Tinto и BHP Billiton. Плюс "реанимированный" для этого российский консорциум (En+ Group, "Ренова", "Северсталь"), только усиленный РЖД.

Следует учесть, что правительство РФ 23 января 2009 г. подписало с Улан-Батором меморандум, которым, по неподтвержденной пока информации, предусматривается создание между РЖД и Монголией некоего СП, которое получит не только Таван-Толгой, но также крупное медно-золотое месторождение Оюу-Толгой и ряд других активов.

Затем СП будет выбирать партнеров по проектам из числа российских частных предпринимателей, создавая совместные предприятия уже с ними. Средства от проектов пойдут на строительство железных дорог в Монголии. В этой схеме все выглядит реально, с учетом все еще сохраняющегося влияния Москвы на "младших монгольских братьев", но есть важное "но".

Проблема в том, что указанные партнеры РЖД по консорциуму находятся в не блестящем финансовом положении. Если средства на монгольские проекты будут взяты из "госказны" – это уже не приватизация частному инвестору, а продажа соседнему государству.

В самом правительстве Монголии сейчас нет единого внешнеполитического вектора. Даже российские аналитики считают, что объективные реалии могут взять гору над сомнительными политическими выгодами – крупный иностранный инвестор даст больше, и действительно сможет "поднять" месторождение. Если Таван-Толгой будет выставлен на прозрачный тендер, россиянам "ничего не светит", это признают даже тамошние аналитики.

Азиатские эксперты наиболее вероятным победителем тендера на разработку месторождения называют китайскую угольную компанию China Shenhua Energy, которая уже начала строительство железной дороги до границы с Монголией. Определенные силы в Улан-Баторе идеальным партнером видят "крупную международную диверсифицированную компанию", которые среди претендентов также имеются.

Для справки: кросс-курс монгольского тугрика на 03.03.2009 г.: 1000 MNT = 0.6531 USD -- UGMK.INFO (Украина)

Новости по этой теме

В Новости

Всего новостей  164994

ГОД:
МЕСЯЦ:
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>