Всероссийский алюминево-магниевый институт в Петербурге находится на грани закрытия.
26.02.2009 - 18:49
Под сокращение попали 85 % сотрудников Всероссийского алюминево-магниевого института; даже в тяжелые годы войны работа здесь не прекращалась, но теперь научная база целой отрасли российской промышленности практически уничтожена
Пока руководители экономики ищут средства на поддержку высокотехнологичных отраслей, Россия теряет кадры, призванные создавать новейшие технологии. В Петербурге на грани полного закрытия оказался уникальный научный центр - Всероссийский алюминево-магниевый институт. Там попали под сокращение почти все сотрудники, хотя совсем недавно у НИИ не было проблем с финансированием. Что произошло с научным центром?
Эту вывеску над главным входом Всероссийского алюминиево-магниевого института, основанного 78 лет назад, можно считать теперь лишь данью истории. После увольнения 85 % его сотрудников научная база целой отрасли российской промышленности практически уничтожена.
В последний рабочий день не было ни шумных митингов, ни акций протеста. Увольнение прошло по закону – с предупреждением за 3 месяца и выплатой выходного пособия. Здесь трудились специалисты такого уровня, что большинство уверены – они будут востребованы и в других областях, и даже в других странах. Горящие свечи, оставленные ими на ступенях, – панихида по научной школе, возродить которую в России теперь удастся нескоро. Букет в руках Ольги Денисовой – подарок от коллег к юбилею. Подарок от начальства оказался совсем не радостным.
Ольга Денисова, бывший сотрудник ВАМИ:
- Да ужас, просто ужас! 300 человек сразу уволили. Ну, как вообще можно это воспринимать? Вообще в голове не укладывается ни у кого.
Усилиями профсоюза график увольнений удалось немного смягчить, но, по мнению председателя профкома, это лишь отсрочка гибели научной базы.
Аркадий Паренко, председатель профкома ВАМИ:
- Конец, потому что будет утрачен многолетний опыт. Дело все в том, что институт выжил во время войны. Часть работала на 20-й линии здесь, часть была на Урале, потом все восстановилось полностью. Но работа не прекращалась - даже в тяжелые годы войны.
В начале XXI века институт вошел в состав крупной бизнес-империи. Пока цены на алюминий росли, финансированию ВАМИ завидовали во многих отраслевых институтах. Но именно наука стала первой жертвой финансового кризиса. В пресс-службе компании все объясняют экономическими причинами.
Ольга Санарова, руководитель пресс-службы компании (по телефону):
- А вы знаете, какая ситуация в алюминиевой отрасли, что существенно снизилась, более чем в 2 раза, снизилась цена на алюминий, что 75 % алюминиевых производств по всему миру при такой цене вообще не рентабельны. Вы же понимаете, что это означает для проектного института?
Те, кто отдал развитию алюминиевой промышленности свои лучшие годы, убеждены – ситуация могла быть иной, останься институт в руках государства.
Галина Фролова, бывший сотрудник ВАМИ:
- Спасти можно было. Но никто не сделал ни единого шага к спасению!
Институт, модернизированный за счет прошлых прибылей компании, решено сократить до минимума. Галина Гурецкая в своем отделе останется одна, хотя верит, что с молодыми ребятами, которых она успела многому научить, расстается ненадолго.
Галина Гурецкая, сотрудник ВАМИ:
- У нас будут работы сейчас, это временные трудности. И мы вернемся, тем же коллективом будем работать.
Но этот оптимизм мало кто разделяет.
- Грамотные специалисты – они уже уходят, и их будет трудно потом достать.
- Они не вернутся просто.
- Их с руками заберут на бирже труда. Это точно.
В последние дни судьбой ВАМИ, его сотрудников и научной школы озаботились власти Петербурга. Но вопрос спасения института пока остается открытым. -- ТВ-Центр