Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 19.02.2009

Время перемен. "Промышленно-строительное обозрение". № 114 2009

19.02.2009 - 18:01
Основа складского комплекса – каркас из металлоконструкций. В условиях кризиса заказчики и поставщики металлоизделий переходят на новые условия сотрудничества. Необходимым становится пересмотр текущих инвестиционных программ, структуры и величины расходов по различным статьям, принципов ведения бизнеса.

Сегодня рынок металла, активно используемого при строительстве логистических комплексов и складов, переживает резкий спад. По словам участников ноябрьского заседания Российского союза производителей металлопродукции (РСПМ) Северо-Запад, многие компании уже предприняли меры по снижению издержек, включая также и сокращение персонала. Причина этому – колоссальное падение спроса и цен, рост дебиторской задолженности и сокращение кредитных ресурсов в отрасли.

Изменение условий

– Сейчас падение спроса на продукцию металлургии – один из определяющих факторов на рынке, – уверен маркетолог ЗАО "КОМТЕХ-СПб" Сергей Моисеенко. – Разумеется, сложная финансовая ситуация затронула многих потребителей, при этом их платежеспособность существенно снизилась. На трудности с финансированием накладывается наступление зимнего периода, во время которого потребление объективно снижается.

– Крайне сложная ситуация на рынке металлопроката во многом обусловлена тем, что спрос на металл изначально не устойчив и имеет выраженные сезонные колебания, – отмечает руководитель отдела маркетинга и PR ЗАО "Балтийская Металлургическая Компания" Александра Васильева. – Массовая истерия и прямо и косвенно способна привести к ситуации, когда на фоне сезонного подъема спроса на металл наступит момент нехватки проката.

Кризис спроса может через пару месяцев превратиться в кризис предложения. Опять придется искать поставщиков черного проката за рубежом – в Китае, Турции и пр. Резкие колебания такого рода вредны для экономики – они мешают нормальному долгосрочному развитию. Другая сторона кризиса сегодня – это проблема платежеспособности потребителя. Еще одним существенным фактором является сокращение производства – сегодня оно составляет в среднем 40–60%. Всё это не может не повлиять на развитие рынка в будущем.

Сейчас спрос на черный прокат, как и прогнозировалось, скатился вниз. Нержавеющий демонстрирует пока хорошие тенденции и не планирует снижаться, хотя с ним работать сложнее.

Однако не все участники рынка считают, что металллоторговля сейчас находится в состоянии кризиса.

– Ситуацию с потреблением строительного металлопроката и металлоконструкций пока рано называть критичной, – говорит генеральный директор ООО "Межотраслевые Информационные Ресурсы" Андрей Кирилов. – Хотя некоторая нервозность наблюдается. Крупные сетевые компании-металлоторговцы активно работают с заемными средствами (кредиты). Банки требуют уплаты, невзирая на спад продаж (по некоторым позициям он достиг 40–55 %). В свою очередь компании-заемщики вынуждены "сливать" металл по себестоимости, тем самым провоцируя падение цен.

Однако строительство продолжается, хотя, конечно, не в прежних объемах. Девелоперы свернули проекты, находящиеся в "бумажной стадии", но активно продолжают работы по освоению земельных участков. И не только в Петербурге и Москве, но и в Новосибирске, Казани, Екатеринбурге, Челябинске, Саратове, Нижнем Новгороде, Уфе, Омске, Иркутске, Хабаровске и многих других городах. Безусловно, кризис ощущают практически все отрасли, но ситуация не критична. К примеру, в Украине потушена половина доменных печей, а вот это уже критично, и если процесс не остановить, то металлургия страны пересечет "точку невозврата". В России мы такого не наблюдаем.

Новые возможности

Сегодняшний кризис становится причиной проявления новых тенденций. Расстановка сил может значительно измениться. И производителей, и поставщиков металлопродукции ждут не только потери, но и приобретения. Металлотрейдеры уверены – профессионально и грамотно работающие компании смогут не только выжить, но и укрепить свои позиции.

Дальнейшее развитие ситуации на российском рынке металлопродукции будет зависеть от продолжительности и интенсивности кризиса и от того, насколько глубокими будут последствия мировой рецессии.

– Спад производства и спад продаж – мы всё это уже проходили, – говорит Андрей Кирилов. – Крупные игроки (сетевые трейдеры), работающие сегодня, останутся на рынке и завтра.

Однако примерно 25% ныне действующих компаний уйдут: перепрофилируют производство, сменят профиль, закроются или приостановят деятельность. С рынка уйдут компании, которые вели неоправданно рискованную, необдуманную, невзвешенную финансовую политику, тот, кто просто не умел просчитывать наперед.

Выживут эффективные компании, которые смогут сократить издержки, разработать и предложить новые продукты, услуги, новые подходы к ведению бизнеса.

– Сегодня сложно до конца оценить последствия кризиса для отрасли, – говорит Сергей Моисеенко. – Скорее всего, с минимальными потерями выйдут финансово устойчивые компании с широкой клиентской базой, налаженными партнерскими отношениями с поставщиками и потребителями металлопроката. Для мелких локальных игроков приоритетным вопросом будет поиск финансирования и сохранения существующих партнеров.

– Сильные фирмы укрепятся вследствие оттока слабых, а после девальвации рубля в выигрыше окажутся экспортеры, – прогнозирует Александра Васильева. – Компании, в которых доля собственного капитала больше 50%, имеют больше шансов выжить. Кроме того, после паники появится больше компаний, которые увереннее диверсифицируют сбыт в более безопасные рынки – нержавейки, металлоконструкций.

– Процесс концентрации и поглощений определит несколько крупнейших компаний, которые и останутся на рынке, – считает руководитель отдела маркетинга ЗАО "Сталепромышленная компания" Мария Зефирова. – При этом перед поставщиками металлопродукции встает необходимость совершенствования системы менеджмента, получение опыта выживания в сложных условиях. Чтобы удержаться на плаву и не потерять своих потребителей, компаниям необходима четкая сегментация клиентской базы, определение приоритетов в обслуживании клиентов, оптимально-минимальный складской запас.

Для многих компаний кризис – это прежде всего возможность взглянуть на ситуацию на рынке и на свою компанию под новым углом зрения. Необходимым становится пересмотр текущих инвестиционных программ, структуры и величины расходов по различным статьям. Задача оптимизации затрат стоит практически перед каждой фирмой.

Продолжение следует

Вопрос, когда можно ожидать нормализации ситуации на рынке и увеличения объемов спроса, один из ключевых для всех отраслей, потребляющих металлопрокат. Однако сейчас непросто давать прогноз на длительный период.

– Кризис в мировой экономике будет только нарастать примерно до лета следующего года, – прогнозирует Андрей Кирилов. – Затем произойдет стабилизация. По самым пессимистичным прогнозам, это может случиться через 3–6 лет, а по оптимистичным – через 1–2 года. А там будут и повышенный спрос, и увеличение предложений – на всё.

– Сегодня потребление металла в мире упало, – отметил премьер-министр РФ Владимир Путин в ходе разговора с россиянами в формате прямой линии 4 декабря. – Сократился и экспорт нашей продукции за рубеж, а наши компании почти 50% своей металлургической продукции отправляли на экспорт. И это объективная проблема, на которую влиять мы, конечно, напрямую не можем. Вместе с тем я исхожу из того, что и мировая конъюнктура изменится, и у нас в стране потребуется больше металла и других товаров нашего традиционного производства.

По мнению президента Российского союза поставщиков металлопродукции Александра Романова, кризисная ситуация содержит в себе не только отрицательные, но и положительные аспекты. Планы целого ряда ранее объявленных инвестпроектов будут пересмотрены и скорректированы, что приведет к сбалансированности сбора ломов и их переработки на территории страны. Это позволит избежать ситуации высокой стоимости металлолома, которая бы значительно увеличила сроки окупаемости проектов.

Кроме того, не будет дополнительно освоено производство избыточной продукции, что повысит эффективность действующих предприятий и тех мощностей, которые будут-таки введены.

Текущий кризис будет способствовать тому, что стоимость ломов резко устремится вниз. А значит, металлургические предприятия смогут заготовить необходимое количество сырья по приемлемым ценам.

Неблагоприятная ценовая конъюнктура и уменьшившаяся емкость рынка приведут к тому, что цены на железорудное сырье и коксующиеся угли будут приведены в соответствие с текущими потребностями и возможностями оплаты со стороны металлургических компаний.

Это, в свою очередь, позволит продавать металлопродукцию по более низким ценам, что даст возможность эффективнее работать и машиностроительному комплексу, и стройиндустрии. Металлурги также получат дополнительные конкурентные преимущества на внешних рынках стальной заготовки и проката.

Отметил А. Романов и то, что совершенствование организационно-управленческой деятельности явно пойдет на пользу компаниям. Кризис позволит пересмотреть структуры управляющих компаний, управленческий механизм в целом и сделать их оптимальными.

– Кризис неизбежно заставит снизить объемы производства, а значит – позволит произвести все необходимые ремонты, привести оборудование в надлежащее состояние, – констатирует президент РСПМ. – В прошлом году и начале этого, когда цены росли, как на дрожжах, а спрос зашкаливал производственные возможности, не до ремонтов было, многие агрегаты и узлы, линии и станы работали, что называется, на износ. В перспективе это повысит качество выпускаемой продукции и, возможно, позволит избежать техногенных катастроф.

-- Промышленно-строительное обозрение

Новости по этой теме

В Новости

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>