Строители расплачиваются натурой. "Деловой квартал (Екатеринбург)". 13 февраля 2009
13.02.2009 - 15:50
Застройщики и производители стройматериалов будут договариваться о бартере в Интернете. На базе сайта Союза предприятий стройиндустрии запускают первую в области площадку для обмена строительных материалов на квадратные метры. Натуральный обмен в условиях кризиса актуален, считают представители отрасли. Правда, многие компании еще не готовы к бартеру и продолжают работать за живые деньги. Но это временно.
Новый раздел, посвященный исключительно бартеру, появится на сайте Союза предприятий строительной индустрии Свердловской области к концу февраля. В нем застройщики, подрядчики и производители стройматериалов смогут разместить свои объявления о готовности работать по схемам натурального обмена, сообщил «ДК» ЮРИЙ ЧУМЕРИН, директор союза.
Сервис относительно простой, но сейчас особенно востребованный, констатирует г н Чумерин: «Многие предприятия уже перешли на бартерные схемы. Когда денег ни у кого нет, другого варианта не остается. А мы им просто поможем найти друг друга. Соберем множество желающих обменять один товар на другой и выложим их предложения в открытый доступ». Сейчас на сайте зарегистрировано примерно 3 тыс. предприятий. Размещение объявлений в новом разделе ресурса будет бесплатным.
Подобных площадок в Свердловской области пока нет. Но запустить аналогичные сервисы уже успели москвичи. Чтобы сформировать такой ресурс, в бизнес вернулся известный предприниматель Герман Стерлигов (создатель первой в России биржи «Алиса»). В Сети он открыл «Систему глобального бартера». Принцип работы ресурса — тот же: обмен товара на товар через Всемирную паутину.
В декабре прошлого года появился еще один подобный сайт — «Росбартер». Его аудитория — предприниматели всех отраслей со всей страны. Еженедельно объявления на сайте размещают около 300 компаний, уточняет Анатолий Абаджан, генеральный директор «Росбартера». Это скромный показатель, считает он. Выхлоп пока неубедительный — с начала существования ресурса его пользователи заключили лишь пять реальных сделок. Но это временно, надеется г-н Абаджан: «Сейчас компании живут за счет жирка, накопленного за годы стабильного роста экономики, и прибегать к бартеру не торопятся. Но со временем спрос на нашу услугу будет только повышаться. К тому моменту как живые деньги и реальные заказы у многих исчезнут, мы уже сформируем объемную базу объявлений о взаимозачетах и товарообмене».
Ресурсы, предлагающие посредничество по бартерным схемам, появляются как раз вовремя, комментирует Андрей Климанов, генеральный директор екатеринбургской строительной компании «Метеорит». Его организация на бартер уже перешла и заинтересована в подрядчиках и поставщиках материалов, готовых к тому, что с ними рассчитаются квадратными метрами. «Нам сейчас интереснее работать по взаимозачету. Лишних денег нет. И с теми, кто может взять за работу не деньгами, а квартирами, мы активно сотрудничаем», — пояснил г н Климанов.
Предложения работать по взаимозачету интересны и поставщикам стройматериалов, соглашается БОРИС ВОЛКОВ, заместитель генерального директора Завода № 1 (предприятие ЖБИ): «С бартером мы пока не связаны. Но переговоры об этом уже ведем. В качестве оплаты будем принимать то, что нужно нам в производстве: ГСМ и металлопрокат, например». Но жить только на взаимозачетах предприятия не могут, добавляет он. Заводам нужны деньги для выплаты зарплат и отчислений за электричество, газ и т. п.
По этой причине отказывается от бартерных схем кирпичный завод «Стройпластполимер». Из за спада продаж объемы производства предприятия сократились на 30 40%. Но увеличивать их за счет бартера Михаил Прусский, генеральный директор «Стройпластполимера», не намерен: «И металл предлагают, и квадратные метры в недостроенных домах, и еще много чего. Всем отказываю. Мне живые деньги нужны. Трубами и квартирами я свои затраты не покрою».
Не работает по бартеру и «Сухоложскцемент». На этом заводе сейчас монтируют новую производственную линию мощностью в 1,3 млн т в год. Общая стоимость проекта — 150 млн евро. Потому предприятие нуждается в постоянном притоке денежных средств, поясняет Владимир Клементьев, директор по маркетингу и сбыту «Сухоложскцемента». А за счет бартера затраты на развитие завода не покрыть, рассуждает он: «Полученный по бартеру товар нужно продать. В нынешних условиях сделать это быстро невозможно». -- Деловой квартал