Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 10.07.2006

Оплаченный рост. "Эксперт". 10 июля 2006

10.07.2006 - 10:49
Экономика Санкт-Петербурга в последние годы демонстрирует тенденцию к устойчивому росту - об этом свидетельствует усиление инвестиционной активности в северной столице

Сегодняшний "инвестиционный пейзаж" Петербурга иллюстрирует высокую степень диверсификации городской экономики, что является одним из ее конкурентных преимуществ. Частный бизнес проявляет интерес к самым разным отраслям. При этом инвестиционную привлекательность города подтверждают своими решениями не только крупные корпорации мирового уровня, но и широкий круг российских и зарубежных компаний. Это обстоятельство может рассматриваться как дополнительная гарантия стабильности экономического развития города.

Климатические влияния

Высокая динамика роста инвестиций в экономику Петербурга подтверждается статистикой. По итогам 2005 года инвестиции в основной капитал составили 154,1 млрд рублей - 109,7% к уровню предыдущего года. Иностранные инвестиции достигли в прошлом году 1,4 млрд долларов, что на 43,9% больше, чем годом ранее. Среди положительных тенденций - рост в 2,2 раза прямых иностранных инвестиций (249 млн долларов). Хотя, как признают руководители администрации города, соотношение между прямыми инвестициями в основные фонды и заемными средствами все еще оставляет желать лучшего.

О позитивных изменениях инвестиционной привлекательности города говорят оценки международных рейтинговых агентств. Недавно агентство Standard & Poor"s сообщило о повышении рейтинга Петербурга до инвестиционного уровня, долгосрочный кредитный рейтинг города вырос до BBB-, а прогноз изменения рейтинга определен как "Стабильный". Аналитики компании отмечают, что повышение рейтинга отражает, в частности, готовность города осуществлять необходимые бюджетные инвестиции в инфраструктуру.

Действительно, Смольный сегодня предпринимает целенаправленные шаги по развитию городской инфраструктуры, в первую очередь - инженерно-энергетической и дорожной (это выражается в том числе в подготовке территорий новых промышленных зон). Правительство Петербурга утвердило стратегические программы развития головных источников и магистральных сетей электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, разработаны соответствующие генеральные схемы, и в соответствии с обозначенными приоритетами выделяются значительные бюджетные средства. В 2006 году из бюджета города на капвложения в инфраструктуру направляется более 27 млрд рублей, что на треть больше, чем в прошлом году (и почти вчетверо превышает уровень 2003 года).

На инвестиционный климат в Петербурге влияет стремление городских властей к формированию понятных для бизнеса правил игры, большей прозрачности при принятии решений. Так, в Петербурге раньше, чем в других регионах, был внедрен механизм предоставления земельных участков под жилищное строительство на торгах. Новый Генеральный план указал бизнесу ориентиры развития территорий, в том числе в центральных районах, где предполагается изменение функционального назначения ряда промзон.

Свою роль в привлечении инвесторов играют и установленные городскими властями налоговые льготы. В ближайшее время действующий закон о налоговых льготах будет дополнен положениями, которые коснутся стратегических инвесторов. Крупные промышленные инвесторы, вложившие за три года не менее 3 млрд рублей, освобождаются на пять лет (вместо теперешних трех) от налога на имущество, на 4% снижается для них налог на прибыль. Ранее льготы были предоставлены и резидентам особой экономической зоны технико-внедренческого типа, которая создается в Петербурге.

Премиум-класс

Как известно, администрация Петербурга уделяет особое внимание осуществлению крупных, амбициозных проектов. Проект признается стратегическим и, как следствие, получает режим наибольшего благоприятствования не только исходя из объема инвестиций. Подразумевается, что он должен иметь важное инфраструктурное значение, обеспечивать мультипликативный эффект, стимулируя развитие городской экономики.

С этих позиций весьма перспективно строительство автосборочных предприятий Toyota, Nissan и General Motors. Как считает губернатор Валентина Матвиенко, у Петербурга есть реальный шанс превратиться в "российский Детройт". Создание высокотехнологичных автомобильных заводов может сформировать в городе масштабный кластер роста. Ключевая предпосылка к этому - локализация производства за счет размещения в регионе изготовителей комплектующих, а также получения заказов местными предприятиями. Начало уже положено - Toyota привела двух первых партнеров. Ориентируясь на будущие автосборочные предприятия, канадская компания Magna International, один из крупнейших производителей автокомпонентов, собирается построить в Петербурге завод стоимостью 50 млн долларов.

На участке в промзоне "Шушары", предоставленном для завода Toyota (всего выделено 220 га), начинаются подготовительные строительные работы. Первая очередь предприятия должна заработать к концу 2007 года. По соседству, тоже в Шушарах, General Motors построит завод, выпускающий 25 тыс. автомобилей в год (объем инвестиций - 115 млн долларов). Наконец, принято решение о строительстве завода Nissan - он разместится на северной окраине города, в специально создаваемой промзоне (рядом с Кольцевой автодорогой). Предприятие, выпускающее ежегодно 50 тыс. машин, обойдется в 200 млн долларов. Примечательно, что руководители всех трех компаний заявляют о возможности расширения в дальнейшем производств, и с учетом этого обстоятельства город выделяет земельные участки.

Из проектов, близких к завершению, самый масштабный - строительство завода по изготовлению труб большого диаметра для нужд нефтегазовой промышленности. Холдинг "Северсталь" инвестировал порядка 600 млн долларов в создание предприятия, которое разместилось в пригороде Петербурга, в Колпине, на территории Ижорских заводов. Сейчас на Ижорском трубном заводе завершаются пуско-наладочные работы.

Другой крупный проект осуществляет ЗАО "Русская содовая компания". В промзоне "Металлострой" будет возведен завод по производству автомобильного и листового архитектурного стекла стоимостью свыше 600 млн долларов. В планах инвесторов поставлять продукцию и для предприятий будущего "российского Детройта". Сейчас здесь ведутся изыскательские работы, согласовывается градостроительная документация, завершение же строительства намечено на 2008 год.

На землях и водах

Среди стратегических есть и крупные девелоперские проекты, имеющие важное инфраструктурное значение для северной столицы.

Так, китайские инвесторы, создающие многофункциональный комплекс "Балтийская жемчужина" на заброшенной территории площадью 200 га на Юго-Западе (говорится об 1,3 млрд долларов инвестиций), приступили к подготовительным строительным работам. В ближайшее время начнется возведение первого объекта - делового центра. Кстати, прорабатывая проект, инвесторы скорректировали первоначальную концепцию. Не отказываясь от строительства 1 млн кв. м жилья, они намерены сделать больший акцент на объекты коммерческой недвижимости (аквапарк, офисный комплекс, торговый центр, гостиницы).

Уникален проект управляющей компании "Морской фасад", предполагающий намыв 477 га территории на западе Васильевского острова. Часть участка займет морской пассажирский терминал, основную же часть территории девелопер использует под коммерческую и жилую застройку. Аффилированная с УК "Морской фасад" структура получила по итогам конкурса права на комплексное освоение намываемой территории. Инвесторы предполагают вложить около 1 млрд долларов (в том числе 100 млн уже в этом году). Проект осуществляется в форме частно-государственного партнерства (федеральный бюджет финансирует дноуглубительные работы, необходимые для создания пассажирского терминала).

Реализуется проект развития территории острова Новая Голландия - памятника архитектуры XVIII?XIX веков. Компания "СТ Групп" Шалвы Чигиринского и архитектурное бюро Нормана Фостера, победив в международном конкурсе, получили право создать многофункциональный комплекс (в него войдут дворец фестивалей, офисные помещения, три гостиницы, магазины, подземный паркинг и т. д.). Сложность проекта связана в первую очередь с серьезными требованиями органов охраны памятников, что ограничивает возможности реконструкции и нового строительства. Эксперты полагают, что стоимость проекта может превысить заявленные ранее 378 млн долларов.

Одним из крупнейших инвесторов в Петербурге и на Северо-Западе является ОАО ТГК-1. "Наша инвестиционная программа ежегодно составляет не менее 5 миллиардов рублей, а в ближайшие три года предстоит вложить не менее 1 миллиарда долларов", - говорит генеральный директор ОАО ТГК-1 Андрей Лихачев. Недавно принятая стратегия ТГК-1 на период до 2015 года предусматривает коренную модернизацию энергетических мощностей Северо-Западного региона за счет как реконструкции существующих энергоблоков, так и строительства новых станций. Первый крупный объект - введенная в эксплуатацию в мае нынешнего года Правобережная ТЭЦ. Она построена ТГК-1 за счет собственных средств и привлеченных инвестиций (кредит ЕБРР в размере 40 млн долларов) и является на сегодня самой современной. Использование Правобережной ТЭЦ позволит начать вывод из эксплуатации устаревших мощностей ТЭЦ-5, запущенной в 1926 году (с нее начал реализовываться план ГОЭЛРО). "Ввод станции - подтверждение серьезных намерений энергетиков по модернизации энергохозяйства Петербурга, - отметила Валентина Матвиенко. - Важно, что строительство Правобережной ТЭЦ стало настоящим инвестиционным проектом. Это доказывает, что сфера энергетики все более привлекательна для инвестиций".

Об этом свидетельствует и проект создания за счет средств частных инвесторов Юго-Западной ТЭЦ. Компания "Синтез Девелопмент" начала строительство нового энергоисточника (объем инвестиций составит около 600 млн долларов), который позволит осваивать огромные территории Юго-Западной приморской части Петербурга. Уже к концу 2007 года первый пусковой комплекс ТЭЦ должен будет обеспечить теплом и электроэнергией строительство "Балтийской жемчужины".

Кольца роста

В общей инвестиционной картине важнейшую роль играет и множество средних по масштабам проектов, осуществляемых в Петербурге частным бизнесом в самых разных сферах экономики.

В промышленности можно отметить, к примеру, строительство завода по производству холодильников компании Bosch und Siemens Hausgerate GmbH. Предприятие, в создание которого немцы инвестируют 50 млн евро, разместится в подготовленной за счет средств городского бюджета индустриальной зоне "Нойдорф" в Стрельне. Канадская корпорация Alcan Inc. строит завод по изготовлению упаковки для табачной продукции (объем инвестиций - 30 млн долларов). Компания Knauf возводит гипсосварочный завод стоимостью 60 млн евро. Недавно заработало предприятие по сборке телекоммуникационного оборудования компании Elcoteq.

Наибольшая инвестиционная активность наблюдается на рынке недвижимости, в первую очередь коммерческой. Зоной, которая развивается особенно динамично, оказались территории вдоль северного и восточного участков Кольцевой автомобильной дороги (рабочее движение по восточному полукольцу КАД откроется этой осенью). Здесь располагаются прежде всего торгово-развлекательные комплексы. Для многих инвесторов магнитом стало строительство компанией IKEA двух комплексов "Мега" у крупных транспортных развязок на севере и востоке КАД (стоимостью 250 млн долларов каждый). Рядом с будущими "Мега" начали размещаться "автодилерские деревни".

Также на севере, на землях бывшего совхоза "Бугры", итальянская девелоперская компания Costruzioni Margheri S.p.A строит торгово-развлекательный комплекс площадью 250 тыс. кв. м "Невский Колизей" (инвестиции составят 120 млн евро). Другая итальянская компания, Promocentro Italia, возведет в тех же Буграх на участке 50 га торговый комплекс "Северный молл" (цена проекта - 200 млн евро). Петербургский холдинг "Адамант" на пересечении Выборгского шоссе и КАД (на участке почти 50 га) начинает строительство торгово-развлекательного комплекса "Осиновая роща" (другой комплекс "Адаманта" расположится на восточном полукольце). В начале года на севере Петербурга, тоже вблизи КАД (на месте бывшей ткацкой фабрики), открылся торгово-развлекательный комплекс "Гранд Каньон" площадью 75 тыс. кв. м - пока это самый большой объект такого формата. Компания "Соломон" - инвестор и девелопер проекта - вложила в его реализацию около 60 млн долларов.

Центр преобразований

Новая тенденция для Петербурга - инвестирование средств в комплексное освоение территорий в центре города, занятых промпредприятиями, объектами Минобороны РФ, железнодорожной инфраструктурой. Дефицит земли в центре Петербурга заставляет девелоперов заниматься все более сложными проектами, требующими решать вопросы освобождения территорий, снятия различных обременений. Чрезвычайно востребованными оказываются набережные вблизи исторического центра.

Например, компания "РГС Недвижимость" приобрела часть бывшей территории Северного завода (9 га) рядом с Ушаковской набережной и собирается построить офисный центр (около 70 тыс. кв. м), высотный жилой комплекс (100 тыс. кв. м), гостиницы и торговый центр. Петербургская компания "Теорема-Холдинг" приступила к освоению территории в 12 га обанкротившегося ФГУП "Завод Россия" на Свердловской набережной (планируется возвести 250 тыс. кв. м офисных помещений и 100 тыс. "квадратов" жилья).

Уникальный проект, связанный с высвобождением целого квартала в самом центре Петербурга, реализует строительная корпорация "Возрождение Санкт-Петербурга", входящая в группу ЛСР. Для строительства первого в городе фешенебельного квартала общей площадью 10 га была перебазирована Военная академия тыла и транспорта, планируется перебазировать батальон обеспечения штаба Ленинградского военного округа. Первую очередь проекта предполагается завершить в 2008 году. Этот квартал, кстати, и в давние времена был элитным - с 1740?го по 1917 год территория принадлежала Преображенскому полку, самому аристократичному и привилегированному полку русской гвардии. Проект "Парадный квартал" объединяет элитную жилую недвижимость с комплексной внутренней инфраструктурой и коммерческую недвижимость категории А. "Комплексное развитие крупных территорий в центре Петербурга - это перспективное направление, развивать которое, несомненно, нужно, - рассказывает первый вице-президент группы ЛСР Игорь Левит. - У группы ЛСР уже есть успешный опыт развития подобных проектов в лице "Парадного квартала" и есть планы по комплексному освоению других крупных территорий, в том числе занимаемых производствами".

Шведская компания Ruric АВ, построившая в Петербурге за последний год пять бизнес-центров, перебазирует Военно-транспортный университет железнодорожных войск, находящийся поблизости от Мариинского театра и Новой Голландии. На освобожденной территории будет построен жилой и торгово-офисный комплекс площадью около 100 тыс. кв. м (объем инвестиций может превысить 200 млн долларов). Холдинг "Адамант", разместивший в реконструированном здании Варшавского вокзала торгово-развлекательный комплекс (инвестировано 43 млн долларов), решает вопрос с РАО РЖД об освобождении примыкающей территории площадью 15 га. На ней планируется возвести высотный комплекс, включающий бизнес-центры, гостиницы, объекты торговли.

Наконец, отмечены случаи (пока, впрочем, редкие), когда собственники предприятий в центре Петербурга инвестируют значительные средства в перевод производств на окраину. Причем это позволяет не только более эффективно распорядиться недвижимостью в центре города, но и увеличить производственные мощности, оптимизировать логистику предприятия. Такой комплексный подход продемонстрировало ЗАО "Первая мебельная фабрика" (строительство новой площадки и переезд обошлись в 14 млн долларов).

Частный бизнес, инвестируя средства в сложные девелоперские проекты и принимая на себя решение всех имущественно-правовых вопросов, рассчитывает в то же время и на содействие со стороны властей. Главным образом, бизнес ждет качественного улучшения ситуации с инженерным обеспечением территорий и упрощением процедур согласований документации. Это - две основных проблемы, сдерживающие сегодня в Петербурге дальнейший инвестиционный рост.

Оплаченный рост. -- Эксперт

Новости по этой теме

В Новости
 

ПРЕДПРИЯТИЯ:


ГЕОГРАФИЯ:


Всего новостей  157929

ГОД:
МЕСЯЦ:
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
6
7
13
14
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>