Призрак бродит по Европе - Призрак "дна" цен на сталь и начала их скорого восстановления. "Русмет". 26 января 2009
26.01.2009 - 14:50
Российские и турецкие заводы весьма активно продают металл, чему, похоже, даже немного завидуют сегодня их европейские коллеги-конкуренты.
Пришлось мне тут немного пообщаться с европейскими коллегами. Послушать их сетования на кризис, пожаловаться на российские извечные проблемы, меньшая из которых – дороги. Тем не менее, не отрицая наших проблем, могу сказать, что по их оценкам, "у турков и у русских дела сейчас идут неплохо". Про Украину коллеги отчего-то смолчали, но мы-то с вами знаем, что, как правило, даже для весьма интеллигентного иностранца и узбек будет "русским", поскольку когда-то его родина входила в состав СССР.
Многие металлургические и производственные компании в прошедшие рождественские и новогодние праздники устроили себе намного большие каникулы чем обычно из-за текущего экономического спада. Действительно, в январе многие фирмы еще оставались закрыты после праздников, поэтому на рынке стали год начался, что называется "ни шатко, ни валко" и пока в Европе мы видим очень небольшое количество сделок.
В Германии реальный спрос на сталь остается пониженным на фоне превышающих разумные запасов на складах заводов и металлоцентров. Конечные потребители тоже "сыты сталью по горло": даже их небольших, как правило, в Европе, запасов сегодня более чем достаточно для обеспечения текущего уровня производства. Продукция, заказанная еще в середине прошлого года поступает из России и Китая. Трейдерам сложно найти покупателей на эту сталь при текущем финансовом климате. Дистрибьюторы всеми силами пытаются избавиться от запасов проката, оказавшегося слишком дорогим для сегодняшнего рынка, предлагая цены заметно ниже тех, по которым они сами его покупали несколько месяцев назад. В первом квартале они закупят совсем незначительные объемы.
Французский рынок можно коротко и метко охарактеризовать словами "тише воды, ниже травы", поскольку спрос до сих пор не оживился. Уровень складских запасов упал, однако большинство покупателей пока не спешат вновь наполнять свои склады – слишком свежи уроки осени. В результате, можно ожидать некоторого количества заказов в ближайшие недели, однако говорить о восстановлении спроса пока не приходится, поскольку рынок конечного потребителя по-прежнему слаб. В течение декабря цены падали, однако сейчас производители пытаются хотя бы стабилизировать их. В первой половине января было подписано несколько заметных контрактов.
В Италии в течение всего периода "расширенных каникул" ситуация совсем наводит тоску. Тем не менее, есть надежда на некоторое восстановление на протяжении последующих месяцев, хотя и очень неспешное. Из-за столь незначительного текущего уровня сделок, свежих цен на металлопрокат всё ещё не обнародовано.
В Великобритании цены на плоский прокат сейчас ниже, чем в конце 2008 г. Однако, игроки данного рынка говорят, что "чувствуют, что, возможно, мы достигли дна" (чисто британская осторожность в суждениях, не правда ли? ?) и продолжают столь же осторожно: "Да, особенно, если заводы смогут поддерживать поставки в гармонии со спросом, свалившимся в штопор". Британский автомобильный сектор сейчас совсем плох, но возможно, будут и еще плохие новости. В самом деле, прогнозы не поражают оптимизмом ни в одной отрасли промышленности. С другой стороны, светлую нотку вносит то обстоятельство, что былой избыток металла уже заканчивает свой путь по каналам поставок, и поэтому склады несколько "отощали". Кроме того, на руку британским металлистам играет слабость фунта по отношению к ведущим мировым валютам - евро и доллару. В ноябре-декабре продажи местных дистрибьюторов были очень низки, по ряду оценок, на 40% ниже обычных для этого времени года.
На бельгийском рынке в начале января практически не было заметно деловой активности, поэтому сложно говорить о каком-либо сложившемся уровне цен на металл, хотя дальнейших заметных понижений не предвидится. Остатки металлопроката у потребителей остаются пока значительными.
Испанцы пока закупают сравнительно небольшие объемы металлопроката, похоже, лишь для "закрытия брешей в запасах" по отдельной номенклатуре. Однако сейчас есть больший интерес к закупкам, поскольку запасы значительно сократились. Ожидается, по крайней мере небольшое, оживление деловой активности, однако текущий спрос все еще остается низким. Некоторые крупные потребители ведут переговоры со своими поставщиками о ценах на первый квартал.
И лишь российские и турецкие заводы продают металл "весьма агрессивно", по определению их европейских коллег и аналитиков, несмотря на некоторые проблемы, вызываемые сегодняшней волатильностью курса евро к доллару США. Так что если еще дороги починить, да законодательно не запрещать сбор металлолома, как в Кузбассе, да не возить его морем в Петропавловск-Камчатский, чтоб таможенникам показать перед поставкой за рубеж, как на Дальнем Востоке, то, глядишь, жизнь-то и совсем наладится! -- Русмет