Изменения на рынке металлопродукции диктуют новые правила для производителей и поставщиков продукции. О принципах ведения бизнеса
рассказывает управляющий ЗАО "Комтех-СПб" Ю. П. Гришин.
– Юрий Петрович, "Комтех-СПб" осуществляет поставки металлопроката более 10 лет.
Как изменился рынок и условия работы на нем за время существования компании? Какие тенденции развития вы могли бы отметить?
– Сейчас наблюдается развитие основных отраслей промышленности, автомобилестроения, жилищного и промышленно-гражданского строительства – всех тех, которые наиболее активно потребляют металлопрокат. Тем самым компаниям, работающим на рынке, постоянно приходится сталкиваться с растущими потребностями. Эту проблему можно решить путем налаживания тесных взаимовыгодных отношений с поставщиками металлопроката и развивая гибкую систему снабжения.
Помимо количественного роста потребностей в металлопрокате происходит качественное развитие спроса. Потребители во всех отраслях становятся более требовательными как к качеству продукции и ее ассортименту, так и к набору дополнительных услуг, которые трейдер в состоянии предоставить. В рамках этой тенденции необходимо проводить постоянное совершенствование сервисной составляющей бизнеса.
Комплектация заказов, сборные вагонные поставки, доставка металлопроката – всё это уже относится к базовым услугам, которые в состоянии предоставить практически каждый металлотрейдер. Лидеры рынка стремятся максимально "облегчить жизнь" своим потребителям, решая все связанные с первичной обработкой металла задачи.
Еще один важный аспект – конкуренция, которая усиливается с каждым днем. На рынок постоянно приходят новые игроки, увеличивают свое присутствие сетевые компании на рынке. За последний год сразу несколько новых игроков успели серьезно заявить о себе на региональном рынке металлоторговли. Кроме того, можно отметить рост уровня вложений в бизнес, развитие новых направлений, в т. ч. сервисного. Также усложняются складское обеспечение и логистика компаний.
Сегодня в Санкт-Петербурге металлоторговлей занимаются около 200 фирм. Однако реальное влияние на рынок оказывают около 20 крупнейших компаний.
Все металлоторговые организации можно условно разделить на три группы: это сбытовые структуры металлургических комбинатов, крупные сетевые металлотрейдеры и локальные компании, занимающиеся металлоторговлей. Если исходить из этой классификации, то нашими основными конкурентами являются: "Мечел-Сервис", "Магма-Трейд" и "Северсталь-Инвест" (сбытовые структуры металлургических комбинатов), "Балтметалл", "Инпром", "ТиссенКрупп Материалс", "Карбофер Металл Северо-Запад" (представители крупных сетевых компаний), а также "Севзапметалл", "Петрометалл" (крупные локальные трейдеры).
Кроме того, отдельно можно анализировать конкурентов компании с точки зрения широты ассортимента (универсальные и специализированные поставщики), предполагаемых объемов хранения и продаж (крупные, средние, мелкие) и ряду других критериев.
Что касается тенденций, влияющих на стратегию и развитие компании, то к основным относятся: продолжающийся рост строительного сегмента региона, попытка внедрения новых материалов и технологий (например, активное продвижение арматуры класса В500С). А в отношении непосредственно рынка стройматериалов и металлопроката необходимо отметить начавшееся снижение цен на цемент, резкие колебания ценовой конъюнктуры рынков металлопроката.
– Как изменились предпочтения строительных компаний?
– Основные предпочтения строительных компаний стабильны и практически не меняются из года в год. Однако можно отметить некоторые их особенности, появившиеся в последнее время.
В связи с ростом предложения металлопродукции на рынке Санкт-Петербурга, расширением выбора у покупателей становятся более жесткими требования не только к качеству продукции, но и к качеству услуг при отгрузке товара. Крупные компании ищут возможность комплексного обслуживания, позволяющего полностью удовлетворить их потребность в продукции черной металлургии всех переделов в одном месте. Кроме того, с переходом на современные технологии производства растет потребность строительных предприятий в обеспечении своевременной модификации и отгрузки продукции под конкретные технологические процессы. Потребители, что естественно, стремятся к экономии своего времени и ресурсов за счет сокращения издержек по логистике, остатков, дополнительных производственных мощностей.
– Предприятие входит в холдинг "Комтех". Дает ли это преимущества перед другими игроками рынка Северо-Запада?
– Прежде всего, "Комтех" – это бренд, известный не только в Северо-Западном регионе, но и по всей России. И для потребителя "Комтех" – это своеобразный знак качества во всем, что связано с продажей и обработкой металлопроката.
Кроме того, сетевые компании обладают преимуществом при осуществлении закупок на комбинатах. Централизованные заказы крупных партий металлопроката позволяют добиться выгодных условий поставок и, соответственно, большей гибкости в вопросах ценовой политики филиалов. "Комтех-Петербург" в этом плане не исключение. Наконец, работа в рамках холдинга позволяет стабилизировать финансовое положение и снижает риски, связанные с колебаниями рынка, сезонностью и прочими факторами.
– По каким принципам строятся отношения предприятия с головной компанией?
– Отношения с головной компанией строятся на принципе "широкого делегирования", когда сбытовые подразделения имеют значительные полномочия для принятия оперативных решений. Это позволяет филиалам быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка и обеспечивает гибкость их работы. В то же время многие управленческие функции централизованы для получения выгод за счет эффекта масштаба (закупки, финансирование, транспортная логистика).
При этом постоянно происходит обмен опытом и идеями между филиалами и головной компанией, что позволяет принимать лучшие решения, эффективность которых уже подтверждена. Это относится ко всем областям работы компании – продажи, реклама, маркетинг и логистика. Новые сотрудники компании имеют возможность ознакомиться с передовым опытом других подразделений.
– ЗАО "Комтех-СПб" – одно из крупнейших региональных предприятий отрасли. За счет чего вам удалось достичь лидирующего положения?
– Основной причиной достижения высоких результатов является отлаженная работа с партнерами. Компания постоянно расширяет предлагаемый ассортимент и объем стратегических запасов металлопроката – сегодня мы располагаем уже тремя складами общим объемом хранения до 22 тыс. тонн. Создание подразделения "Комтех-Транспорт" позволяет оперативно доставлять продукцию заказчикам.
Наконец, "Комтех-Петербург" развивается и в географическом плане. Так, в прошлом году были открыты подразделения компании в Великом Новгороде и Петрозаводске. Это позволило потребителям регионов Северо-Запада покупать металлопрокат по ценам Петербурга без дополнительных затрат на перевозку.
– Ваша компания постоянно расширяет деятельность...
– Компания направляет на развитие всю прибыль. Кроме того, мы, естественно, пользуемся кредитами как российских банков, так и иностранных финансовых организаций. В частности, в июне 2007 года компания разместила облигации (в виде CLN) на 150 млн долларов на срок 4 года в Лондоне.
Сейчас основное направление развития компании – это сервисное и производственное направления бизнеса "Комтех". С ними (прежде всего со строительством сервисного металлоцентра) и связаны основные планы по внедрению технологических инноваций.
Мы уже более года работаем над реализацией проекта многофункционального комплекса по переработке металлопроката в пос. Металлострой. Правительство города нам выделило участок в 24 га. Весь проект имеет несколько стадий и будет реализован в течение трех лет.
– Что может активно повлиять на развитие бизнеса, внедрение инноваций?
– Разумеется, существует ряд факторов окружения бизнеса, которые существенно влияют на развитие предприятия. Можно выделить несколько стандартных групп таких факторов.
В первую очередь – технологические. Например, развитие технологий строительства или производства металлоконструкций подтверждает необходимость введения в ассортимент новых позиций металлопроката, установки нового оборудования.
Вторая группа – экономические факторы, прежде всего влияющие на потребителей и поставщиков. В частности, изменение условий кредитования способствует совершенствованию системы финансового планирования и бюджетирования компании.
Наконец, отдельно стоит отметить группу политических факторов, прежде всего в области регулирования экспорта и импорта металлопродукции, а также квотирования импортных поставок.
Однако мы считаем, что внедрение любых новшеств обусловлено в первую очередь требованиями рынка. Лучшее удовлетворение потребностей – это основной стимул к развитию бизнеса. Изменение ассортиментной и ценовой политики, быстрое реагирование на изменения конъюнктуры рынка, развитие информационных технологий в рамках компании или совершенствование системы управления – всё это должно прежде всего соответствовать актуальным запросам партнеров предприятия.
СПРАВКА
Создание многофункционального комплекса по переработке металлопроката в пос. Металлострой:
планируемый объем инвестиций – более 3 млрд руб.;
создание более 1100 высокооплачиваемых рабочих мест;
бюджетная эффективность – более 6,3 млрд руб. налоговых отчислений за 7 лет. -- Промышленно-строительное обозрение
Агентство «INFOLine» предлагает АНТИкризисный инструмент: «Тематические новости: Металлургия» - оперативный и структурированный мониторинг СМИ по Вашему рынку. БЕСПЛАТНО до конца 2008 года! Для оформления подписки нажмите ЗДЕСЬ или вышлите Ваши контактные данные по адресу: mail@infoline.spb.ru.