Вопросы без ответов. "Укррудпром (Украина)". 21 октября 2008
22.10.2008 - 09:23
Главная проблема, волнующая сегодня топ-менеджеров мировой сталелитейной отрасли и инвесторов — как воспринимать нынешний спад? Как сезонное явление или переход на нисходящую ветвь цикла? И как с наименьшими потерями пережить затяжной кризис?
Ответов на эти вопросы пока нет ни у кого — даже у членов Международного института чугуна и стали (IISI). Экономическая ситуация настолько неопределенна, что IISI, который отныне будет называться World Steel Association, впервые в истории не презентовал на своей ежегодной конференции в Вашингтоне (6-8 октября) традиционный прогноз по рынку стальной продукции. Было объявлено, что он будет опубликован в апреле 2009 года. Члены этого элитного клуба мировой сталелитейной промышленности (Украину в нем представляет только "Метинвест Холдинг") рассчитывают, вероятно, что именно к этому времени определится, перейдет ли мировой финансовый кризис в глубокий спад мировой экономики.
Пока же все крупные производители дружно сокращают объемы выпуска продукции — в надежде затормозить падение цен. На конференции Лакшми Миттал официально сообщил, что его группа Arcelor Mittal планирует сократить объемы производства на 15%. В свою очередь, четыре крупнейшие китайские компании — Baosteel, Shougang Group, Hebei Iron and Steel Group, Anyang Iron and Steel и Shandong Iron and Steel — собираются уменьшить выпуск стальной продукции на 20% (сейчас они совместно производят около 100 млн. тонн). Филип Варин, руководитель Corus, второго по величине производителя Европы, заявил, что его компания также намерена "предпринять шаги, чтобы привести объемы производства в соответствие с падающим спросом". При этом Миттал, генеральный директор US Steel Джон Сурма и глава World Steel Association Йан Кристмас заявили: "Мир вступил в период высокой экономической неопределенности".
При этом всех серьезно беспокоит проблема перепроизводства. На вопрос автора, кто наиболее активно расширял мощности в Северной Америке (за последнее время большая часть сталелитейных заводов региона перешла в руки иностранцев, а суммарные мощности отрасли за первое полугодие увеличились на 8 млн. тонн) — национальные компании или иностранцы — Джон Сурма и Йан Кристмас не дали конкретных ответов. Возможно — из-за присутствия Миттала и владельца "Северстали" Алексея Мордашова. Кристмас просто указал: "В нашей отрасли очень быстро исчезают национальные границы... Я не думаю, что это как-то связано с национальностью, из какой страны компания. Кто угодно может сейчас работать в металлургической отрасли США". "Это просто бизнес", — добавил Сурма.
Миттал, правда, заявил: "Когда финансовый кризис останется позади, потребление опять начнет расти, и спрос пойдет на подъем". Мордашов же просто возмутился: "О каком кризисе вы говорите? Население растет, значит — будет расти и потребление стальной продукции. Никакого кризиса нет". Поэтому вывод практически очевиден.
Оценивая по просьбе автора сравнительную себестоимость производства стали в разных регионах, Лакшми Миттал ответил более пространно. Сначала он объяснил очевидное: "Это, в основном, зависит от ситуации с сырьем. Есть страны, в которых доступно сырье, и страны, которые зависят от его импорта. Там, где в наличии есть железная руда, уголь и необходимая инфраструктура, себестоимость будет ниже". Однако затем добавил, что многое зависит от политической ситуации и уровня технологий в каждой отдельной стране. И привел в пример японские заводы, которые, с его точки зрения, весьма эффективны: "Хотя они продолжают импортировать сырье и железную руду, они все же способны выдерживать конкуренцию". По поводу украинских планов группы Миттал сообщил: "Мы бы хотели расширяться на Украине... У нас хорошие отношения с правительством. Мы выполнили все обещания, которые давали, и украинские власти нами очень довольны".
Представители других компаний были менее откровенны. В частности, Ку Тек Ли, председатель правления и гендиректор южнокорейской корпорации Posco, не пожелал открыть "секрет Полишинеля" и отказался отвечать на вопрос автора, с какой именно из украинских компаний он ведет переговоры о покупке — даже не подтвердил сам факт переговоров: "Я не могу ничего сказать... Извините, но я не могу ничего сказать". И это при том, что агентство Bloomberg уже сообщало (со ссылкой на неназванного представителя южнокорейской компании), что "Posco может инвестировать средства в производство железной руды в Украине, а также собирается приобрести металлургические активы и судоверфь". Кроме того, Bloomberg указало, что компания подписала протокол о намерениях, касающийся проекта, который должен повысить ее обеспеченность сырьем. При этом в украинской прессе сообщалось об интересе к партнерству с Ferrexpo в проекте разработки Еристовского месторождения не только китайской China Minmetals и индийской Tata Steel, но и Posco…
Правда, в условиях мирового финансового кризиса говорить о новых проектах действительно было бы неосторожно. В конце концов, сам же Ку Тек Ли и сказал: "Перепроизводство может привести к глубокой рецессии, поскольку увеличение мощностей в Китае и во всем мире вполне может опередить рост потребления". Кроме того, упомянутые "переговоры с украинской компанией" начались еще летом, когда кризис не имел нынешних масштабов… Теперь же, когда резко уменьшилась доступность кредитов, потребительская активность упала, а цены на металл и руду стабильно снижаются, многие компании вынуждены отложить реализацию задуманных проектов. С другой стороны, рыночный спад — это самое подходящее время для приобретений, если, конечно, у компании есть на это собственные средства. Да и неясно, насколько быстро окупятся такие инвестиции — спад на потребительских рынках создал серьезные проблемы во всех использующих сталь отраслях.
Финансовый кризис, начавшийся с ипотечного рынка США, приобрел мировые масштабы и обвалил рынки в строительстве, автомобильной промышленности и секторе бытовых товаров. Теперь он грозит перерасти в глобальный экономический спад. Правда, этому может воспрепятствовать реализация планов спасения банковских отраслей, разработанных правительствами США и европейских стран. Однако у этих планов есть немало противников — ведь они предусматривают частичную национализацию крупнейших финансовых институтов. Так, в США предполагается ассигновать 250 млрд. долларов на выкуп акций банков — ожидается, что такие инвестиции увеличат ликвидность этих компаний. По такому же пути решились пойти правительство Великобритании и власти государств еврозоны. Кроме того, ряд стран собирается предоставить государственные гарантии межбанковских кредитов и депозитов частных вкладчиков (разумеется, на коммерческой основе).
Тем не менее, даже по самым оптимистичным прогнозам, финансовый кризис дойдет до "дна" не ранее чем через полгода, а пессимисты — коих большинство — проводят сравнения с Великой депрессией 1930-х годов и говорят, что миру потребуется полтора-два года, чтобы начать восстанавливаться из депрессии.
В отношении же рынка стальной продукции предсказать что-либо сейчас крайне трудно. Ведь для этого надо знать ответы на вопросы: когда завершится финансовый кризис, когда восстановится потребительская активность, когда начнут выходить из стагнации строительная, автомобильная и другие потребляющие сталь отрасли? Ответов на эти вопросы пока не знает никто. -- Укррудпром (Украина)