Сырая сделка. "Укррудпром (Украина)". 16 октября 2008
20.10.2008 - 13:20
Если новость, распространенная "Ренессанс Капиталом" о покупке "Метинвестом" американской угольной компании United Coal за 2,5 млрд. долларов достоверна, выходит, что крупнейшная украинская меткомпания нарушила один из базовых принципов капитализма: "Покупай — дешево, продавай — дорого". Во всяком случае, в первой его части.
Даже если принять во внимание, что сделка заключалась до начала острой фазы финансового кризиса (в августе-сентябре) цена приобретения United Coal выглядит близкой к космической. Недаром пресс-служба "Метинвеста" не хочет комментировать случившееся.
Вызывающе выглядит эта сделка даже на фоне аналогичной покупки российской "Северстали". Напомним в августе "Северсталь-Ресурс", горнодобывающий дивизион ОАО "Северсталь", заявил о намерении купить американского производителя угля PBS Coals Corporation за 1,26 млрд долларов.
Тогда многие эксперты посчитали цену сделки, заключенной российской компанией, черечур завышенной. Дело в том, что летом на североамериканском рынке прошли две крупные сделки с угольными активами: канадской Fording Canadian Coal Trust и американской Alpha Natural Resources. Предприятия ушли соответственно по цене 3,1 и 4,1 доллара за тонну запасов угля. А в начале 2008 года "Северсталь" продала Arcelor Mittal свои угольные предприятия в Кузбассе по 6,3 доллара за тонну. Покупка же "Северсталью" PBS Coals Corporation потянула на 9,7 доллара за тонну запасов.
Но теперь безусловный рекорд по цене, заплаченной за североамериканские угольные активы, по праву достается холдингу "Метинвест". Согласно данным Steelguru, частной компании United Coal принадлежит ряд шахт в Вирджинии и Кентукки с общим объемом запасов 165 млн. тонн. Таким образом, украинская компания заплатила 15,1 доллара за тонну запасов американского угля.
О мягко скажем, спекулятивном характере сделки говорят личности продавцов United Coal, то есть, прежних главных акционеров этой частной компании — братьев Грегори. Дело в том, что угольный бизнес не является для них профильным. Братья Грегори владеют одной из крупнейших в мире фармацевтическ их компаний King Pharmaceuticals, а контрольный пакет United Coal был приобретен ими всего два года назад с целью дальнейшей перепродажи, естественно, в условиях максимально благоприятной конъюнктуры.
Выставленная в июле этого года на продажу United Coal заинтересовала многих. Первоначальная цена была установлена на отметке 1,5 млрд. долларов. Свои предложения о покупке направили двенадцать компаний. В частности, индийская JSW Steel готова была выложить за американскую компанию 2 млрд. долларов. Но в итоге, как мы уже знаем, победила украинская группа.
Что объединяет обе сделки (и "Метинвеста", и "Северстали") так это то, что в них мало бизнес-логики и они с удивлением будут восприняты финансовым сообществом. Еще в августе аналитик "Атон-Лайн" Ольга Митрофанова, комментируя покупку PBS Coals Corporation, заявила, что "цена на уголь сейчас на историческом максимуме, соответственно, стоимость угольных компаний тоже находится на пике". По данным Steelguru, как раз к июлю мировые цены на коксующиеся угли увеличились почти втрое (c 250 до 700 долларов за тонну) и дальнейший их рост был не так уж очевиден. Теперь же в условиях финансового кризиса, когда цены на энергоресурсы падают "стремительным домкратом", покупка United Coal за 2,5 млрд. долларов выглядит просто странно. Особенно для банков, которые финансируют данную сделку.
Справедливости ради отметим, что намерение "Северстали" приобрести угольный актив в Северной Америке поддается хоть какому-то объяснению. За счет PBS Coals Corporation российская группа обеспечивает на 40-50% потребности в коксующемся угле своих американских сталелитейных заводов. Генеральный директор Severstal International Грегори Мэйсон заявил: "Обеспеченность сырьем является важным фактором для увеличения потенциала нашего бизнеса в США. Интеграция нашей производственной цепочки от добычи угля и производства кокса до производства стали позволит нам поддерживать высокую рентабельность и увеличивать стоимость для акционеров". Переводя с бизнес-английского на русский: наши стальные активы в Северной Америке пока работают с убытками и приобретение шахт позволит получать хоть какую-то прибыль от операций на этом рынке.
Какую синергию получит "Метинвест", купив шахты в другом полушарии, пока совершенно неясно — ближайшее к ним собственное производство стали находится по другую сторону Атлантики. Но что самое неприятное во всей этой истории, так это возможные негативные последствия для украинских активов группы. Если вновь проводить параллели с "Северсталью", то после покупки PBS Coals Corporation группа была вынуждена урезать инвестпрограмму в России. В частности, была отложена модернизация стоимостью 350 млн. долларов входящего в состав "Северстали" объединения "Воркутауголь".
На чем сэкономит "Метинвест" в Украине покажет ближайшее будущее. Но понятно, что после покупки United Coal вопрос превращения Севастополя из "города русской славы" в "место разгрузки американского угля" будет решен вполне однозначно.
К слову сказать, не совсем ясно, почему украинская группа приобрела активы не у наших северных соседей? В принципе аргумент, что покупая активы в Северной Америке, а не в России, "Метинвест" хотел защитить себя от дальнейшего ухудшения взаимоотношений между официальными Киевом и Москвой, имеет право на жизнь. Но как в таком случае укладывается в этот контекст свежее приобретение "Метинвестом" шахты имени Чиха в Ростовской области?
Впрочем можно не сомневаться, что если сделка "Метинвеста" по United Coal все-таки произошла, мы в самом ближайшем будущем получим четкие ответы на этот и многие другие вопросы.
Справка. United Coal создана в 1970 году . На ее долю приходится порядка 6% добычи коксующегося угля в США и она занимает шестое место среди его производителей. Совокупные производственные мощности четырех дочерних подразделений (Carter Roag Coal Company, Sapphire Coal Company, Pocahontas Coal Company, Wellmore Coal Company) составляют 7 млн. тонн. -- Укррудпром (Украина)