Автолистом по кризису. "Укррудпром (Украина)". 7 октября 2008
08.10.2008 - 08:26
"Запорожсталь" реализует программу по организации производства высококачественного листа для автопрома. На минувшей неделе стали известны подробности строительства нового сталеплавильного комплекса, поставщиком оборудования для которого выступит немецкая Siemens.
Потому и возводился в Запорожье автозавод, что на "Запорожстали" выпускали соответствующие виды металлопродукции. Танки танками, но молодой социалистической державе нужны были и комбайны, и простые автомобили. Для той поры качество выпускаемого автолиста на "Запорожстали" было весьма неплохим. Лучшее свидетельство тому — знаменитый автомобиль 1950-х годов, долгожительница "Победа".
Но в дальнейшем потребовались другие марки стали, более легкие, да и выбор появился, особенно в применении композитов. Понимая, что за потребителя надо бороться, завод разработал специальную программу для организации производства высококачественного автомобильного листа. Конечно, необходимое можно закупать на мировом рынке, включая и Россию. Иногда дешевле покупать за тридевять земель, чем в соседней области или даже на другом конце города.
Разумеется, наладить импорт намного проще и дешевле, чем обновлять собственное производство. Но ситуацию, когда местные яблоки дороже импортных бананов и даже элементарные бытовые мелочи ввозятся из-за границы, нормальной не назовешь. Металлурги тоже находят нездоровым то, чтобы при наличии мощной отечественной сталеплавильной индустрии закупать автолист за рубежом.
Суть программы по производству конкурентного автолиста проста — повышать качество металла до мировых стандартов. Удалось добиться и первых успехов на этом пути. Недавно сообщалось о том, что компания Siemens VAI Metals Technologies подписала контракт с "Запорожсталью" на строительство нового сталеплавильного цеха на сумму в несколько сотен миллионов евро, предусматривающий замену мартеновских печей и процесса разливки слитков в изложницы.
Скептики могут ухмыльнутся, мол, за окном мировой кризис, а здесь готовятся завалить автомобилестроителей своим прокатом. Да еще вкладывают в это сомнительное дело миллионы, а то и миллиарды. Возможно, скептики правы, момент не совсем удачный, но улучшение качества вряд ли можно назвать рискованной затеей. Скорее, это метод выживания и повышения конкурентоспособности.
Строительство конвертерного цеха задумывалось два десятка лет назад. Не сложилось, средства перебросили в Россию, частично из-за собственной вины и чиновничьей волокиты. Сегодня уже настала очередь применить более прогрессивные технологии. Рассчитываются средства, поэтапно ведется реконструкция всех производственных подразделений, которые также влияют на качество металла. Перечислять все это — не задача этой публикации. Скажем одно. В Запорожье уже идет строительство нового цеха. Пусть еще не масштабно, но уже разрабатываются те необходимые мероприятия, которые должны обеспечить быстрое и эффективное строительство мощного подразделения.
Компания Siemens VAI предоставит базовый инжиниринг для нового сталеплавильного цеха, общую планировку размещения оборудования, детальный инжиниринг. А сейчас подписан контракт на поставку установок обессеривания жидкого чугуна, кислородных ЛД конвертеров, установки "печь-ковш", установки вакуумирования, пылеулавливающих установок и машин непрерывной разливки слябов, установки первичного и вторичного пылеулавливания и соответствующие системы автоматизации "Уровень 1" и "Уровень 2". В рамках контракта Siemens VAI предоставит заказчику консультационные услуги по монтажу и пусконаладочным работам, а также проведет обучение персонала для нового цеха. Предконтрактная работа с заказчиком выполнялась специалистами донецкого филиала компании "Siemens Украина".
Пойдет ли этот прокат на производство отечественных автомобилей — покажет время. Новый металлургический комплекс будет производить 4,7 млн. тонн углеродистой стали в год для широкого промышленного применения. После пуска в эксплуатацию первой очереди кислородно-конвертерного цеха, запланированного на конец 2010 года, комбинат со временем планирует остановить мартеновское производство и разливку слитков в изложницы, что значительно сократит расходы, повысит качество продукции и улучшит экологические показатели.
Итак, программа по получению отечественного автолиста получила очередной импульс. К завершающему этапу она должна отвечать всем современным требованиям по качеству, предъявляемыми автомобилестроителями. -- Укррудпром (Украина)