Interfax-Russia.ru - Политики и бизнесмены решили всерьез заняться Дальним Востоком. Может это, наконец-то, поможет краю подтянуться до уровня центральных регионов России?
Вполне возможно, что в будущем может произойти массовая миграция россиян из центральной части страны на Дальний Восток. Судя по итогам третьего Дальневосточного международного экономического форума, проходившего 30 сентября и 1 октября в Хабаровске, в недалеком будущем регион станет очень богатым и привлекательным.
О многообещающих перспективах данного форума говорит состав его участников: министры, депутаты Госдумы РФ, члены Совета Федерации, руководители различных ведомств и региональных органов власти, крупные бизнесмены, а также более 100 гостей из 17 иностранных государств.
В первый же день работы форума председатель Госдумы РФ Борис Грызлов дал понять, что Дальний Восток в ближайшие годы получит, мягко говоря, щедрую поддержку из федерального бюджета. "В 2009-2011 года объем федеральной целевой программы должен превысить 315 млрд рублей", - сказал он. По словам Грызлова, до 2025 года только в Хабаровском крае планируется реализовать более 300 средних и крупных проектов с предполагаемым объемом инвестиций свыше 3 трлн рублей.
Дальневосточный экономический форум, несмотря на свой короткий срок существования, успел удивить регион, если не всю Россию, громкими заявлениями. Крупные российские компании и концерны так и сыпали крупномасштабными планами и проектами.
Так, к примеру, руководство ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) заявило, что до 2030 года собирается вложить почти 1,6 трлн рублей в развитие железнодорожных объектов Дальнего Востока. Как сообщил первый вице-президент компании Вадим Морозов, будут построены железнодорожные линии Томмот-Кердем-Якутск, Селихин-Сергеевка, Сукпай-Самарга, линии на Магадан, а также социально-значимые железные дороги Тыгда-Зея, Селихин-Ныш и Правая Лена-Якутск. Морозов пообещал наладить бесперебойное железнодорожное сообщение между материковой частью и островом Сахалин, а также создать скоростное пассажирское движение между Уссурийском и Владивостоком, Владивостоком и Хабаровском.
Помимо этого, РЖД позаботится и об освоении природных ресурсов Дальнего Востока, для чего будут построены специальные грузообразующие и технологические железнодорожные линии.
Руководство ОАО "Мечел" в свою очередь заявило, что к концу 2010 года введет в строй железную дорогу от Эльгинского месторождения угля до БАМа. По словам генерального директора компании Игоря Зюзина, благодаря этой дороге можно будет увеличить экспорт угля по БАМу. Открытым способом на Эльгинском месторождении в год можно добывать до 30 млн тонн угля, а всего запасы данного месторождения более 2 млрд тонн. К тому же введение в строй железной дороги предполагает создание 4 тыс. рабочих мест, добавил Зюзин.
В свою очередь РАО ЭС Восток вложит в строительство и реконструкцию энергообъектов Объединенной энергосистемы Дальнего Востока (ОЭС Востока) в 2009-2013 годах свыше 97 млрд рублей. Один из самых значимых проектов - строительство в Советско-Гаванском транспортно-промышленном узле ТЭЦ мощностью 120 МВт.
Это строительство, как отметил генеральный директор предприятия Иван Благодырь, призвано закрыть возрастающие потребности Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла в электроэнергии и улучшить теплоснабжение г. Советская Гавань. В настоящее время электроснабжение промышленных предприятий и населения города осуществляется по линии 220 кВ Комсомольск-на-Амуре - Совгавань и от Майской ГРЭС, построенной в 1938 году. Отсутствие собственной ТЭЦ и неэффективная работа автономных муниципальных и ведомственных котельных, сжигающих примерно 40 тыс. тонн дорогостоящего мазута в год, резко увеличивают себестоимость тепловой энергии.
Как отметил Благодырь, планируется, что Совгаванская ТЭЦ будет работать на угле, добываемом на Ургале, а также на кузнецких углях, поставляемых из Кузбасса.
Между тем, в 2010 году ОАО "Газпром" начнет строительство магистрального газопровода из Якутска в Хабаровск. По словам заместителя председателя правления компании Александра Ананенкова, газопровод на значительном протяжении пройдет в едином коридоре с нефтепроводной системой "Восточная Сибирь - Тихий океан" и в будущем будет объединен с газотранспортной системой "Сахалин - Хабаровск - Владивосток". "Тем самым якутский газ получит выход не только в южные районы Дальневосточного федерального округа, но и на экспорт", - сказал зампред правления "Газпрома".
Актуальные предложения в развитие Дальнего Востока внесли и политики. Грызлов, например, предложил полностью запретить экспорт круглого леса, сказав, что законопроект по этому вопросу может быть внесен в Госдуму и в ходе осенней сессии рассмотрен уже в первом чтении. По его словам, ситуация сейчас такова, что отечественный лесной бизнес уходит в тень, а Иркутская и Амурская области лидируют по контрабанде леса. "Считаю, что экспорт кругляка вредит нашей стране", - заявил председатель Госдумы.
Однако данный вопрос не будет решаться только запретными мерами. Грызлов предложил также создать на Дальнем Востоке лизинговую госкомпанию по поставкам лесоперерабатывающего оборудования. "Нам нужен существенный рост промышленного производства строительных материалов для внутренних нужд, а экспорт обработанного, подчеркну, обработанного леса к 2020 году должен увеличиться более чем втрое", - отметил он.
В свою очередь интересное предложение сделал Минтранс губернаторам Дальнего Востока - отменить налог на имущество для аэропортов. "На многих предприятиях после значительных инвестиций в аэродромное хозяйство данный налог становится критическим. Например, после инвестирования в реконструкцию аэропорта Владивостока около 11,5 млрд рублей при ставке налога на имущества в 2% ежегодный платеж составит 130 млн рублей", - сообщил заместитель министра транспорта РФ Андрей Недосеков. А ведь эти затраты увеличивают и без того высокие цены на авиабилеты.
Но, безусловно, все эти положительные изменения в жизни Дальнего Востока не имеют никакого смысла без обеспечения достойного уровня жизни его жителей. Как заявил губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев, по итогам форума будет разработан пакет предложений, направленных на улучшение уровня жизни на Дальнем Востоке. "Этот пакет должен решать социальные проблемы. Потому что главное - это не удвоение ВВП, а создание нормальных условий жизни человека. А что для этого надо? Развивать экономику. Эти предложения, которые были сформулированы, часть из них уже находятся на обсуждении в правительстве: транспортные вопросы, жилищно-коммунального хозяйства, развития образования", - сказал он.
В общем, третий Дальневосточный международный экономический форум прошел не зря. Дальний Восток - парадоксальный регион: он и один из самых богатых и перспективных, и он же один из самых заброшенных и бедных. И кажется, на него, наконец-то, обратили должное внимание. Будем надеяться, это пойдет ему на пользу.