ФАС России: о мерах по развитию конкуренции в черной металлургии и обеспечению металлопродукцией внутреннего рынка.
25.07.2008 - 15:20
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) считает, что стабилизации цен на металлопродукцию будет способствовать заключение металлургическими компаниями долгосрочных договоров с формулой расчета цены и фиксированными объемами поставок между всеми участниками производственного металлургического цикла от производителей металлургического сырья до потребителей конечной металлопродукции.
Напомним, в связи с ростом в 2008 году цен на металлургическое сырье (ЖРС, коксующиеся угли, металлолом, ферросплавы) и основные виды металлопродукции, ФАС России проводила мониторинг цен на ЖРС, коксующиеся угли, штрипс (трубную заготовку), используемый для производства труб нефтегазового сортамента, и трубы нефтегазового сортамента в Российской Федерации.
Проведенный ФАС России анализ ситуации, сложившейся с ценами на штрипс (трубную заготовку), используемый для производства труб нефтегазового сортамента, и трубы нефтегазового сортамента, в 2007 - 2008 гг. показал, что рост цен на трубы нефтегазового сортамента у российских производителей трубной продукции обусловлен ростом себестоимости производства данной продукции, в частности ростом цен на используемое металлургическое сырье - штрипс (трубную заготовку).
По итогам проверки ситуации на рынке коксующего угля ФАС России возбудила дело в отношении ООО "Торговый Дом "Мечел", ОАО "Южный Кузбасс" и ОАО ХК "Якутуголь", входящих в группу лиц ОАО "Мечел" по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" (злоупотребление доминирующим положением на рынке).
Мониторинг ситуации на данном рынке показал, что крупнейшие участники рынка коксующегося угля - группа лиц ОАО "Мечел" и группа лиц ООО "ЕвразХолдинг" искусственно создают дефицит отдельных марок коксующегося угля на рынке Российской Федерации путем переориентирования поставок коксующегося угля на экспорт с целью получения возможности завышать цены на данный вид сырья (рост составляет до 120 %), а также навязывать невыгодные для потребителей условий договоров.
Кроме того, в связи с большим количеством обращений о росте цен на металлы и металлопродукцию, ФАС России провела расследования на рынках железорудного сырья, трубной заготовки, труб нефтегазового сортамента, сталей специального назначения, ферросплавов, никеля, метизной продукции и т.д.
В феврале 2008 года ФАС России признала ОАО "Металлургический завод "Электросталь" нарушившим статью 10 ФЗ "О защите конкуренции" в части установления монопольно высокой цены товара. В федеральный бюджет ОАО "Металлургический завод "Электросталь" перечислен оборотный штраф в размере 3,344 млн. рублей.
На данный момент по признакам нарушения статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" возбуждены дела в отношении ОАО "Русполимет", ООО "Алкоа Рус".
Также ситуация, сложившейся с ростом цен на основные виды металлопродукции в Российской Федерации стала предметом обсуждения на заседании Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере металлургии, участниками которого стали не только постоянные его члены, но и представители крупнейших российских нефтеперерабатывающих компаний.
По итогам заседания Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере металлургии, ФАС России рекомендовала производителям и потребителям металлопродукции ряд мер по стабилизации цен на металлопродукцию в Российской Федерации
Таким образом, по мнению ФАС России развитию черной металлургии и обеспечению металлопродукцией внутреннего рынка будет способствовать:
- заключение долгосрочных договоров с формулой расчета цены на поставляемую продукцию, учитывающую все необходимые параметры, и фиксированными объемами поставок продукции между всеми участниками производственного металлургического цикла от производителей металлургического сырья до потребителей конечной металлопродукции;
- развитие биржевой торговли цветными металлами в Российской Федерации;
- заблаговременная закупка производителями металлопродукции цветных металлов, котируемых на Лондонской Бирже Металлов, для дальнейшей их переработки по давальческой схеме;
- отмена ввозных таможенных пошлин на коксующийся уголь;
- реализация не менее 30 % производимого угля поставщиками данной продукции на открытых торгах.
В настоящее время созданная при Экспертном совете по развитию конкуренции в сфере металлургии рабочая группа по совершенствованию антимонопольного законодательства Российской Федерации проводит анализ возможных вариантов типовых долгосрочных договоров между поставщиками и потребителями металлургической продукции, формулы расчета цены на продукцию, применяемой в долгосрочных договорах, и параметров, которые необходимо учитывать в такой формуле, а также проводится анализ влияния мер таможенно-тарифного регулирования на улучшение состояния рынков основных видов металлопродукции (стимулирование отечественных производителей, устранение дефицита сырьевых материалов, развитие конкуренции). -- INFOLine, ИА (по материалам Федеральной антимонопольной службы)