Ситуация не устраивает ни РЖД, ни потребителя - Вадим Гераскин.
11.07.2008 - 12:26
"На мой взгляд, существующая тарифная система стимулирует неэффективное использование подвижного состава собственниками", – полагает директор по связям с государственными органами, работе с естественными монополиями и обеспечению мер по защите ресурсов ОК РУСАЛ Вадим Гераскин.
– Вадим Викторович, в начале 2008 года цена алюминия на Лондонской бирже металлов (LME) установила рекорд, превысив отметку в $3180 за тонну. Приведет ли, на Ваш взгляд, рост цен на международном рынке к увеличению объема экспортных отправок продукции РУСАЛа?
– Это всего лишь колебания цен. В конце прошлого – начале этого года стоимость была очень низкая, потом выросла, затем опять несколько снизилась.
В любом случае у нас все заводы загружены на 100%. В настоящее время мы проводим планомерное увеличение объемов производства за счет модернизации, ввода новых мощностей. Перераспределять соотношение существующих поставок между внутренним и экспортным рынками из-за колебаний цен компания не будет, так как внутренний сегмент для ОК РУСАЛ является приоритетным по ряду причин: это и политика компании в отношении Российского государства, и экономические условия, связанные с более короткими транспортными плечами, – сказывается целый ряд факторов.
– РУСАЛ заключил договор с ОАО "Компания Усть-Луга" на строительство специализированного терминала. В какой срок его планируется завершить? Приведет ли ввод в эксплуатацию нового терминала к перераспределению грузопотоков?
– Мы планируем завершить строительство терминала в 2011 году, если, конечно, позволят железнодорожные подходы к порту. После его окончания строительства не будет смысла переваливать груз сразу в двух крупных портах на Балтике, поэтому, скорее всего, произойдет перевод нашего грузопотока из Санкт-Петербурга в возводимый в Лужской губе порт.
Здесь у нас появится возможность построить самые современные с точки зрения технологии, экологической безопасности, автоматизации, исключения потерь груза и норм выгрузки перегрузочные мощности.
– Какая доля перевозок компании приходится на железнодорожный транспорт?
– Не менее 99%. При этом сначала груз идет по морю, затем переваливается в портах. Но обойти железную дорогу, чтобы привезти-увезти груз на наши заводы, – невозможно.
– Какие наиболее острые моменты возникают при взаимодействии РУСАЛа и РЖД?
– В последние годы взаимодействие наших компаний идет особенно конструктивно. Руководству РЖД интересно прислушиваться к нашему мнению как к точке зрения своих клиентов, и мы также с большим вниманием относимся к вопросам, адресованным нам со стороны Российских железных дорог. Поэтому идет очень конструктивный диалог. Все проблемы решаются эффективно.
На мой взгляд, в результате реформирования железнодорожного транспорта акционерное общество само оказалось в непростом, а по некоторым вопросам – даже в дискриминируемом положении. Компании достаточно сложно конкурировать с частными предприятиями в связи с рядом ограничений, в том числе и с предписаниями ФАС. В настоящее время ОАО "РЖД" не столь мобильно, как небольшие частные компании, тарифная система устарела, а конъюнктура развивается очень быстро. Субъектный состав рынка перевозок и взаимоотношения в нем требуют модернизации. Существует целый ряд технических и технологических вопросов. Мы видим все эти проблемы и по возможности тоже готовы участвовать в их разрешении, в подготовке необходимых нормативных актов через постановления комиссий по реформированию железнодорожного транспорта и транспортную комиссию при РСПП. Мы видим, что сегодняшнее положение не устраивает ни само ОАО "РЖД", ни потребителей его услуг, и понимаем, что необходимо искать выход. Очень важно сейчас определиться с тем, продолжать ли реформу до конца по ранее принятому плану, или, возможно, где-то изменить ее направление, а может, и вообще приостановить.
Я считаю, что наша компания в этом отношении может быть очень полезна для РЖД. Мы, в отличие от большинства предприятий, являемся конечными потребителями услуг, и любые происходящие изменения, даже с распределением функций внутри процесса перевозок, сразу отражаются на наших платежах. Поэтому мы наиболее чувствительны к тому, что происходит с железнодорожным транспортом. Возможно, специалистам нашей компании многие пути решений видны лучше, чем тем, кто находится внутри процесса. Как говорится, за деревьями можно не разглядеть лес. А мы смотрим на происходящее несколько со стороны.