Металлургический гигант Arcelor Mittal не брезгует небольшими проектами. На минувшей неделе южноафриканское подразделение корпорации запустило в Мозамбике завод по производству катанки мощностью 35 тыс. тонн в год.
Это одно из двух предприятий, которые Arcelor Mittal приобрела у правительства Мозамбика в 2006 году за 11,4 млн. долларов. Специалистам транснациональной группы понадобилось больше года, чтобы привести в порядок завод, простаивавший на протяжении восьми лет, отремонтировать и обновить оборудование. Заготовки на предприятие в Мапуту будут поставляться из ЮАР и Украины.
Удачное завершение проекта, по крайней мере, первой его стадии, подвигло и Arcelor Mittal, и правительство Мозамбика к обнародованию новых планов. Так, представители транснациональной группы сообщили о своем интересе к зимбабвийской металлургической компании Zisco. На первый взгляд, такой объект для поглощения выглядит не совсем подходящим для Arcelor Mittal. Принадлежащий государству завод Zisco, изначально рассчитанный на выплавку 1 млн. тонн стали в год, является единственным интегрированным металлургическим комбинатом "черной Африки" (не считая ЮАР), но в настоящее время находится в совершенно жалком состоянии. В прошлом году на нем было произведено всего 12,5 тыс. тонн стали. В 2006 году Zisco предлагала выкупить индийская компания Global Holdings, принадлежащая братьям Лакшми Миттала, крупнейшего акционера Arcelor Mittal, но она не нашла общего языка с режимом Зимбабве, исповедующим идеологию "черного расизма". Собственно, Arcelor Mittal, судя по всему, не собирается поддерживать нынешнее правительство Зимбабве и делает заявку на случай смены власти в этой африканской стране.
Вообще, в последнее время Arcelor Mittal явно проявляет повышенный интерес к Африке. Корпорация приступает к реализации крупных железорудных проектов в Либерии и Сенегале и планирует экспансию в железорудную отрасль Мавритании. Кроме того, группа претендует на покупку металлургического завода Ajaokuta в Нигерии.
Правительство Мозамбика, со своей стороны, обнародовало планы строительства металлургического комбината мощностью 2 млн. тонн листовой стали в год и стоимостью около 2 млрд. долларов. Проект предполагается реализовать при поддержке правительства ЮАР, а также привлечь к его реализации какую-то западную компанию, возможно, Arcelor Mittal или бразильскую Vale, планирующую наладить в Мозамбике добычу угля.
В США обостряется борьба между российской "Северсталью" и индийской группой Essar за местную компанию Esmark, которой, в частности, принадлежит металлургический завод Wheeling-Pittsburg. Индийцы, уже заручившиеся поддержкой менеджмента Esmark, не теряют надежды договориться с профсоюзами, поддерживающими "Северсталь", и рассматривают вопрос об увеличении цены и/или предоставлении социальных гарантий рабочим американской компании.
Еще один российский производитель стали, "Эстар", купивший в этом году украинский мини-завод "ИСТИЛ", сделал еще одно поглощение, на этот раз в Великобритании. Если регулятивные органы дадут добро, собственностью россиян станет завод Alphasteel производительностью около 2 млн. тонн в год. Это предприятие, с 2003 года контролируемое структурами иранского бизнесмена Мохаммада Ростами Сафы, считается проблемным и находится в состоянии банкротства. В последние годы подобные убыточные заводы приобретают в основном россияне, а на заре своей карьеры умением восстанавливать такие предприятия славился Лакшми Миттал.
Регулирование рынка
Китайское правительство обратилось с просьбой к ведущим металлургическим компаниям страны воздержаться от дальнейшего повышения цен на стальную продукцию, которая может использоваться для восстановительных работ в провинции Сычуань на юго-западе страны, пострадавшей от катастрофического землетрясения. Эта просьба была услышана, тем более, что выполнить ее было не так сложно, поскольку внутренние и экспортные цены на прокат в Китае во второй половине мая прекратили свой рост.
Стоимость арматуры по-прежнему несколько превышает 800 долларов за тонну ex-works на внутреннем рынке и предлагается на экспорт по 960-980 долларов за тонну FOB. Компании Kunming Steel и Shuigang, чьи предприятия находятся на юго-западе Китая, сообщили, что переходят к выпуску специальной сейсмостойкой арматуры повышенной прочности, которая и будет использоваться при восстановительных работах.
Очевидно, в ближайшее время следует ожидать некоторого уменьшения китайского экспорта длинномерного проката. Правительство КНР опровергло слухи об увеличении экспортных пошлин с 1 июля, но признало, что рекомендует национальным производителям стали осуществлять поставки в первую очередь на внутренний рынок.
Некоторое снижение конкуренции со стороны Китая может облегчить жизнь поставщикам конструкционной стали из СНГ, Турции и ЕС, которые котируют свою продукцию значительно дороже. Так, турецкая арматура предлагается в страны Персидского залива по 1300-1350 долларов за тонну C&F, а украинская продукция достигает 1200 долларов за тонну C&F в Восточном Средиземноморье. Ряд европейских производителей подняли цены на арматуру выше 800 евро за тонну ex-works, руководствуясь не столько повышенным спросом, сколько дефицитом предложения.
Правительство Израиля с целью борьбы с подъемом цен заявило об отмене 10%-ной импортной пошлины на арматуру. В конце мая стоимость турецкой продукции достигала в стране 1200 долларов за тонну C & F с поставкой в июле и 1270 долларов за тонну - в августе. В Египте власти обязали прокатчиков каждый месяц предоставлять данные о ценах на свою продукцию в Министерство торговли и промышленности, чтобы то могло контролировать ситуацию на розничном рынке и не допускать спекуляций.
Очень высоки в настоящее время и цены на заготовки. Продукция из Турции и России предлагается по 1100-1160 долларов за тонну FOB по июльским контрактам, причем спрос остается очень высоким.
На рынке плоского проката цены, похоже, близки к стабилизации. Китайские компании ограничивают предложения по горячекатаным рулонам 940-970 долларов за тонну FOB, холоднокатаные котируются на уровне 1030-1060 долларов за тонну FOB, а оцинкованная сталь толщиной 1 мм варьирует от 1030 до более 1100 долларов за тонну FOB. При этом китайская компания Baosteel сообщила, что приостанавливает экспорт продукции с покрытиями из цветных металлов на июнь-июль, чтобы расширить за счет этого поставки в пострадавшие от землетрясение районы.
Компании из других стран предлагают свою продукцию примерно на том же уровне, что и китайцы и, при этом не ожидают резкого подъема цен в июле. Так, японская Nippon Steel заключила контракт на поставку горячего проката в Корею в третьем квартале по 1000 долларов за тонну FOB.
В Европе рост цен во второй половине мая тоже был незначителен. Горячекатаные рулоны — как местного производства, так и импортные - котируются на уровне 700-720 евро за тонну ex-works либо CIF, а цены на холодный прокат и оцинкованную сталь находятся в интервале 800-820 евро за тонну. Правда, металлурги пока не собираются отказываться от намеченного на июль повышения на 30-50 евро за тонну на спотовом рынке и на 100-150 евро за тонну — по квартальным контрактам.
Российские и украинские производители плоского проката предлагают горячекатаные рулоны в Турцию по 1040-1080 долларов за тонну FOB с поставкой в июле, холоднокатаные рулоны достигают 1150 долларов за тонну FOB. Слябы на третий квартал приближаются к отметке 1000 долларов за тонну FOB для США и Европы.
Надо только потерпеть
Австралийская компания BHP Billiton предложила своим китайским клиентам компромисс в области поставок железной руды. По данным китайских источников, австралийцы готовы отказаться от своего требования о 85%-ном повышении цен с 1 апреля текущего года, но взамен хотят перейти от ежегодного определения цен к ежемесячным колебаниям в соответствии с индексом цен на черные металлы. Кроме того, BHP Billiton планирует предлагать больше сырья на спотовом рынке с его более высокими ценами.
Пока китайские компании не соглашаются на подобное предложение. По их словам, подобный механизм ценообразования не позволит им заранее планировать затраты и негативно скажется на прибыльности. Китайцы по-прежнему настаивают на том, чтобы австралийские экспортеры руды, подобно бразильской Vale, ограничились в текущем году 65%-ным ростом цен на условиях FOB.
Одновременно китайские компании ищут возможности для снижения зависимости от поставок железной руды компаниями BHP Billiton и Rio Tinto. Так, Baosteel, крупнейший производитель стали в КНР, заявила о готовности приобрести пакет акций австралийской компании Fortescue Metal Group (FMG). Эта компания, созданная всего пять лет назад, в мае этого года осуществила первую отгрузку железной руды в Китай, до конца года намерена отправить туда 25 млн. тонн сырья, а с 2009-го довести ежегодный уровень поставок до 50 млн. тонн. FMG в настоящее время имеет контракты с 33 китайскими покупателями руды.
Кроме того, Rio Tinto сообщает об интересе, проявляемом китайскими и японскими инвесторами к ее железорудному проекту Simandou в Гвинее. Это месторождение содержит около 2,3 млрд. тонн руды с высоким содержанием железа. Rio Tinto собирается начать его разработку с 2013 года, добывая по 70 млн. тонн руды в год с перспективным расширением до 170 млн. тонн в год. В целом в следующем десятилетии австралийская компания собирается утроить производство ЖРС по сравнению с показателями 2007 года и довести его до около 600 млн. тонн в год. Очевидно, при этом Rio Tinto опирается на прогнозы аналитиков, предсказывающих доведение китайского импорта железной руды до более 620 млн. тонн в 2012 году и 750-800 млн. тонн после 2017 года.
Правда, те же специалисты указывают, что планы "большой тройки" экспортеров железной руды, куда входят Vale, BHP Billiton и Rio Tinto, значительно превосходят предполагаемое расширение спроса со стороны Китая. Если их расчеты верны, то китайцам нужно только перетерпеть несколько трудных лет и дождаться неминуемого падения цен на сырье после 2011-го или 2012 года. -- Интерфакс-Украина