"Укрзализныця" перевела стрелки на металлургов. "UGMK.INFO (Украина)". 24 марта 2008
27.03.2008 - 18:23
Руководство "Укрзализныци" нашло повод пересмотреть тарифы на грузоперевозки со второго полугодия и причину, которой можно было бы объяснить невыполнение плана обновления вагонного парка. Железнодорожники переживают по поводу рост цен на потребляемую металлопродукцию, доля которой в общих расходах монополиста составляет 20%.
К концу первого квартала украинские железнодорожники обеспокоились ростом цен на продукцию металлургических и машиностроительных предприятий. По их мнению, удорожание металла и изделий из него "очень сильно ударит по экономике железных дорог Украины". Поэтому в "Укрзализныце" решили, что оптимальным вариантом станет заключение годовых (а не ежемесячных или ежеквартальных, как это происходит сейчас) контрактов с поставщиками этой продукции.
Напомним, что в сентябре прошлого года правительство Виктора Януковича уже пыталось договориться с метпредприятиями и металлотрейдерами о моратории на повышение цен. Стороны даже подписали соответствующий меморандум. И хотя его никто не выполнял, в прошлогодней ситуации есть один немаловажный нюанс: власти обязались не повышать тарифы на услуги естественных монополий до конца года.
Сейчас же об этом речь не идет. Продолжает оставаться в силе январский приказ Минтранссвязи о повышении в 2008 г. тарифов на ж/д грузоперевозки и уменьшении скидок для частных вагонов. Более того, заявления топ-менеджеров "Укрзализныци" фактически создают почву для пересмотра ставок второго полугодия, естественно, в сторону увеличения.
Звонок в рельсу Ахметова
Расходная часть финансового плана "Укрзализныци" на этот год составляет 34,6 млрд. грн. (около $6,92 млрд.). Этот показатель превышает прошлогодний на почти 23%, или 7,9 млрд. грн. ($1,58 млрд.). По словам генерального директора УЗ Василия Мельничука, расходы на продукцию металлургии формируют порядка 20% от всех трат монополиста, а в совокупности с топливом и электроэнергией - до 80%.
В целом, в "Укрзализныце" говорят, что в год закупается металлопродукция на сумму 3 млрд. грн. Согласно данным Госкомстата, потребление железнодорожной отраслью металлургической продукции за прошедший год составило более 0,33 млн. т, что на 124% больше по сравнению с 2006 г. Таким образом, доля "Укрзализныци" на внутреннем рынке потребления металла составила порядка 15%, тогда как в 2006 г. этот показатель не превышал 8%.
В 2007 г. рост цен на различные виды металлопродукции для "Укрзализныци" составил 7-50% с превалированием существенных для УЗ позиций, имеющих удорожание свыше 25%. Так, рейки, подкладки и накладки подорожали на 6,1%, локомотивные бандажи - на 15,3%, цельнокатаные колеса для подвижного состава - на 18,6%, катанка - на 20%, проволока - на 23,3%. Металлопрокат в целом повысился в цене в диапазоне 7,7-51%.
Необходимо отметить, что в прошлом году метпредприятия не ощущали серьезного давления со стороны рударей (рост в среднем на 10%) и самой "Укрзализныци" (с мая ежемесячно тарифы росли на 2-3%). Подорожали только природный газ и электроэнергия, но и это не было критичным. Таким образом, без давления на себестоимость цены на металлопродукцию в прошлом году серьезно скакнули только благодаря растущему спросу как внутри Украины, так и внешних рынках.
В нынешнем же году, учитывая 68%-ный рост цен на руду, повышение тарифов УЗ и неопределенность с поставками газа, котировки на металлопродукцию взметнутся еще круче. В течение первого квартала отечественные метпредприятия каждый месяц дважды поднимали цены. По предварительным данным, с 1 апреля металлопродукция должна в среднем подорожать еще на 25-30%. Причем трейдеры прогнозируют, что ажиотаж на рынке сохранится до конца полугодия, соответственно и цены будут расти серьезными темпами.
Очевидно, что вероятность нахождения компромисса в таких условиях между металлургами и железнодорожниками стремится к нулю. Тем более, что 75% всех поставок металлопродукции «Укрзализныци» обеспечивает «Азовсталь» (рельсы), входящая в «Метинвест» Рината Ахметова. Напомним, что железнодорожного монополиста на контракт с «Метинвестом» подсадил его экс-гендиректор Владимир Козак.
Он также лоббировал заключение лизинговых схем по обновлению вагонов с компанией «Укртранслизинг», в которой миноритарным пакетом владеет Ахметов. Нынешнее руководство УЗ выступало за расторжение этих договоров, но после многочисленных дебатов монополия в итоге согласилась оставить лизинговые схемы. Но, несмотря на сохранение статуса-кво, осадок остался во взаимоотношениях бизнесменов от Партии Регонов и руководства УЗ и Минтранссвязи от БЮТ.
В 2006 г. «Азовсталь» отгрузила в адрес УЗ 185 тыс. т рельсов и рельсовых скреплений, а в 2007 г. объемы реализации увеличились до около 250 тыс. т на сумму 1,047 млрд. грн. Таким образом, компания Ахметова зарабатывает треть от того, что «Укрзализныця» тратит на металлопродукцию. Кроме того, прошлогодние поставки «Метинвеста» позволили УЗ модернизировать модернизацию 1,5 тыс. км железнодорожный путей, что составляет чуть менее 7% от их общего количества (эксплутационная сеть железных дорог составляет 22 тыс. км). На этот год поставки рельс запланированы в таком же объеме. Понятно, что отказаться от такого поставщика, при всех натянутых отношениях с «Метинвестом», УЗ не в силах.
Вагонная недостаточность
Предчувствуя увеличение расходной части, топ-менеджмент монополии начал готовить почву для отступления. «Если будет скачек цен, то программа, которую наметила «Укрзализныця» на текущий год, при таких условиях будет под большим вопросом», - говорит заместитель гендиректора УЗ Виктор Черный. Напомним, что в 2008 г. УЗ планирует вложить 10 млрд. грн. в обновление основных фондов. В частности 4,975 млрд. грн. будут потрачены на приобретение тягового подвижного состава (1,717 млрд. грн.), пассажирских вагонов (1,007 млрд. грн.), грузовых вагонов – (1,202 млрд. грн.), путевой техники (1,049 млрд. грн.).
Учитывая, что металлопродукция составляет 80% всех материалов, применяемых в железнодорожных конструкциях и подвижном составе, руководство УЗ уже недвусмысленно намекает на возможность невыполнения программы обновления вагонного парка на этот год. Пока что «Укрзализныця» рассчитывает приобрести 4 тыс. грузовых, 200 пассажирских вагонов, а также 73 единицы тягового подвижного состава. Впрочем, нетрудно спрогнозировать, что эти планы будут существенно урезаны. Это, в свою очередь, негативно отразится на той же промышленности, которая уже сейчас испытывает критический дефицит подвижного состава.
Кроме того, с большой долей вероятности можно говорить, что в УЗ рассматривается вариант очередного повышения ж/д тарифов со второго полугодия. Напомним, что с 1 февраля ставки выросли на 12%, а с 1 апреля поднимутся еще на 17%, с 1 июля - на 3%, с 1 октября - на 3%. Очевидно, что исходя из договоренностей с металлургами и будут корректироваться последние две цифры. Также можно предполагать, что скидки для перевозки в частных вагонах будут дальше урезаться.
Не трудно догадаться, что в этом году на «Укрзализныцю» правительство Юлии Тимошенко возложило миссию одного из главных доноров госбюджета, учитывая раздутость его социальных программ. Под эти цели в финплан УЗ «забито» увеличение доходной части на более 8 млрд. грн. и платежей в бюджет на 20% по сравнению с 2007 г. В целом в казну должны поступить 9,5 млрд. грн. Невыполнение этого плана крайне нежелательно, особенно в преддверии президентской компании. -- UGMK.INFO (Украина)