Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 04.03.2008

Интервью: Игорь Сухотин, Исполнительный директор Центра социальных программ РУСАЛа.

04.03.2008 - 17:36
На вопросы корреспондента ИАА "УралБизнесКонсалтинг" Сергея Дружинина отвечает исполнительный директор Центра социальных программ ОК "РУСАЛ" Игорь Сухотин.

Игорь Валентинович, как Вы считаете, почему крупный бизнес занимается реализацией социальных проектов, благотворительной деятельностью? Это забота о благополучии граждан или способ получения неких нематериальных дивидендов?

В мире благотворительная деятельность и программы социальных инвестиций являются неотъемлемой частью бизнеса: это необходимая положительная составляющая, определяющая статус человека и его компании. ОК "РУСАЛ" одна из 17 компаний, присоединившихся к Глобальному договору ООН, в соответствии с которым компании должны не менее одного раза в два года публиковать отчет о своей деятельности. В этом документе под социальной ответственностью понимается не только предоставление работодателем престижной и высокооплачиваемой работы, но также и деятельность, направленная на местное сообщество.

Мы понимаем, что на производствах рабочие находятся по 8 часов в день, остальное время они проводят дома, в своем районе, городе. В городских школах учатся их дети. А дети должны где-то проводить свое свободное время. Поэтому компания, нацеленная на долгосрочное развитие своего бизнеса, должна заботиться и о развитии территории и благополучии местных жителей.

Логика подсказывает, что компании мирового уровня, в том числе и РУСАЛ, должны соответствовать единым и всем понятным стандартам как в области производства, так и в социальной сфере. По мере того как бизнес в России вырастал из "коротких штанишек", приходило осознание важности подобной деятельности.

Какова роль посреднических организаций в реализации социальной деятельности?

Роль этих организаций велика. Сегодня мы имеем возможность изучать западный опыт, видеть ошибки и корректировать свою деятельность. Ведь "западный мир" уже прошел этот путь: социальная деятельность эволюционировала от так называемой "благотворительности по запросам", когда ресурсы выделяются под какую-то конкретную просьбу и зачастую невозможно отследить, эффективно ли израсходованы эти средства, до системной социальной деятельности, когда бизнес создает крупные корпоративные фонды, осуществляющие социальные и благотворительные проекты от имени компании. Каждый должен заниматься тем делом, в котором он наиболее конкурентоспособен. Социальная, благотворительная деятельность это, несомненно, специализированный вид деятельности, где есть свои технологии. Это тоже "производство", на котором должны работать профессионалы. Только профессионализм позволит проводить эффективную деятельность.

Бизнес рассматривает данную деятельность как социальные инвестиции, а инвестиции должны приносить доход. Но доход не денежный, а доход в виде социального капитала, связанного с развитием людей, организаций, другого бизнеса на этой территории. Этим могут заниматься посредники: корпоративные фонды или фонды местных сообществ, то есть "провинциальные" операторы на рынке социальной деятельности. Взаимодействие с посредниками дает компаниям возможность снизить свои издержки, связанные с администрированием деятельности, и ограничить только финансированием. Социально направленная деятельность требует обучения соответствующего персонала, контроля и поддержки. Если этим будет заниматься сам бизнес, то это отвлечет его от основной деятельности.

Однако в России на сегодняшний день организаций, которые являются операторами, занимаются администрированием и управлением социальными программами, недостаточно. ОК "РУСАЛ" одна из немногих компаний, пошедших по этому перспективному пути и создавшая для реализации социальных проектов Центр социальных программ (ЦСП).

Расскажите, почему в реализации социальных проектов РУСАЛа применяется программный подход? В чем его преимущество?

Действительно, Центр социальных программ применяет программный подход. РУСАЛ имеет линейку из семи социальных брендов ряд долгосрочных программ, которые направлены на различные целевые аудитории. По нашему мнению, только долговременная целенаправленная деятельность может привести к серьезным изменениям в решении каких-то проблем, фрагментарно их решить невозможно. Также должен быть механизм, который позволял бы выбрать самый эффективный проект в рамках организации. Этого в настоящий момент позволяет достичь только конкурс. Поэтому компания предлагает местному сообществу конкурсные программы. При этом конкурсы подразумевают равноправие для всех участников, честность и открытость при определении победителя.

Как разрабатывались социальные программы компании?

В 2003, 2004 и 2006 годах компанией был проведен ряд исследований, по итогам которых были определены основные проблемы, требующие решения, и целевые группы. Только после этого начиналась работа над программами.

Давайте возьмем для примера программу "Сто спортивных проектов", в рамках которой мы поддерживаем инициативы по организации деятельности на спортивных площадках в городах и регионах присутствия компании. В 2004 году компания построила семь спортивных площадок в Саяногорске, Ачинске, Красноярске и Новокузнецке стоимостью более $ 90 тыс. каждая и передала их на баланс школам. В итоге площадки просто стояли: они служили украшением школ, и никакая деятельность на них не велась. После изучения этого опыта было принято решение о создании программы по организации деятельности на спортивных площадках. Наши требования были просты: площадки должны работать, на них должны проходить соревнования, в которых могут принять участие жители района. Компания была готова выделить на конкурсной основе до 250 тыс. рублей на один проект. Из этой суммы до 30 % можно было потратить на заработную плату, 30 % на ремонт и реконструкцию, 30 % на приобретение оборудования, 10 % на призовой фонд. Сейчас в конкурсе "Сто спортивных проектов" могут принимать участие как организации, которые будут вести деятельность на площадках, построенных РУСАЛом, так и учреждения, на балансе которых есть собственные спортплощадки. Таким образом, основываясь на собственном опыте, мы пришли к выводу, что просто строить объекты не очень эффективно; важно, чтобы на них постоянно велась деятельность.

Каких результатов добился Центр социальных программ РУСАЛа за эти годы? В чем заключаются особенности социальных программ, реализованных ЦСП?

В настоящий момент ЦСП реализует 7 социальных программ. Ни у одной другой компании в России подобной линейки нет. Основная особенность их в том, что мы поддерживаем социально значимую деятельность, даем возможность местным жителям реализовать свои идеи. Программа "Сто классных проектов" единственная в России, в которой принимают участие школьники: они сами разрабатывают и реализуют проекты. Только в этой программе, наряду со взрослыми, экспертизу проектов проводят участники детских комитетов. Подростки оценивают идеи своих сверстников и рекомендуют поддержать или отклонить тот или иной проект.

Например, в рамках программы "Вместе в будущее" мы работаем с детскими домами. Чем эта программа принципиально отличается от других? Тем, что мы не только ремонтируем крыши. Мы работаем над подготовкой детей к постинтернатной жизни, работаем над повышением профессиональной подготовки сотрудников в учреждениях, учим их самостоятельно привлекать средства других организаций, писать грамотные проекты. Эта практика успешно работает.

Расскажите о других проектах Центра социальных программ.

Программа "Зеленый дозор" направлена на поддержку проектов, связанных с "малой экологией". Конкурс проводится среди муниципальных организаций. Сумма гранта составляет 50 тыс. рублей. Срок реализации до 6 месяцев. Для участия в конкурсе принимаются различные проекты по озеленению города, уборке территорий и так далее.

"Шагни за горизонт" самая новая программа, направленная на поддержку проектов молодежи от 14 до 30 лет. В этом году программа включает четыре номинации: "КраеВидение" (изучение истории, культуры "малой родины", а также проведение экспедиций в пределах района и города), "Профи" повышение профессиональной подготовки и приобретение дополнительных навыков, "Участие" развитие добровольчества и инициатив, "Здоровое поколение". Грант в каждой номинации составляет до 300 тыс. рублей.

Программа "Партнерские проекты" направлена на развитие партнерства, благотворительности, поддержку общественных инициатив.

Стоит отметить, что в разных городах существуют разные проблемы, соответственно должны применяться разные подходы. В связи с этим у каждого региона индивидуальный набор мероприятий и программ, но методы работы одни. Еще раз подчеркну, что все социальные проекты, которые мы администрируем, основываются на конкурсном подходе, когда из всех поданных заявок независимая конкурсная комиссия отбирает лучшие. Именно они и получают финансирование на реализацию своей идеи. -- УралБизнесКонсалтинг ИАА

Новости по этой теме

В Новости
 

ПРЕДПРИЯТИЯ:


ГЕОГРАФИЯ:


Всего новостей  157929

ГОД:
МЕСЯЦ:
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
6
7
13
14
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>