Voestalpine в Украине: устранение конкурента. "UGMK.INFO (Украина)". 4 марта 2008
04.03.2008 - 16:29
Попытки Voestalpine построить в Украине новый метзавод в районе порта "Южный" могут быть заблокированы отечественным металлургическим лобби. Помимо того, что новое предприятие будет "съедать" дефицитные для украинской металлургии ресурсы, появление серьезного конкурента ударит по позициям местных метпредприятий как на внутреннем, так и внешних рынках.
На прошлой неделе стало известно, что австрийская компания Voestalpine обратилась к правительству с просьбой выделить им участок размером 10 кв. км в районе Одесского припортового завода, рядом с портом "Южный" с целью строительства нового метзавода. Рабочая группа Минпромполитики сейчас рассматривает это предложение, ответ австрийцам будет дан до мая.
В общих чертах предлагаемый Киеву проект таков: предприятие полного цикла с выплавкой свыше 5 млн. т стали в год, сортамент по прокату – х/к и г/к лист, в том числе, с оцинкованным и полимерным покрытием. Австрийцы рассматривают, помимо Украины, варианты размещения завода на территории Болгарии, Румынии и Турции, правительствам этих стран направлены соответствующие предложения.
Окончательное решение о стране расположения будет принято во II полугодии 2008 г., строительство начнется в 2009 г., а производство продукции – к 2013 г. При анализе возможных площадок Voestalpine руководствуется такими критериями, как близость к сырьевым ресурсам, рынкам сбыта, развитостью инфраструктуры и наличием недорогой, но квалифицированной рабочей силы.
Австрийцы наступают
Voestalpine в мае 2008 г. исполнится 70 лет. Сегодня в ее составе действует 3 подразделения: VA Technologie AG, производящее оборудование для металлургии и энергетики, VA Special Steel, выпускающее высококачественные марки стали, и Voestalpine Stahl AG, в составе 2 предприятий (в Линце и Донавице) общей мощностью 7 млн. т. Завод в Линце выпускает слябы и плоский прокат, в том числе, подразделение Grobblech – широкий толстый лист для машиностроения и трубопрома, завод в Донавице производит длинномерный прокат, специализируясь на продукции для железных дорог.
37,8%-ным пакетом акций Voestalpine владеет австрийская госкомпания OIAG, остальные бумаги принадлежат частным инвесторам (32% – австрийским, 20% – американским, еще 10% – инвесторам из других европейских стран).
Доход Voestalpine в I половине 2007/08 фин. г. увеличился на 41%, до ?4,75 млрд., чистая прибыль выросла на 32%, до ?434 млн. С 2005 по 2007 гг. капитализация и продажи компании выросли вдвое, соответственно австрийская компания теперь входит в число крупнейших в ЕС диверсифицированных промышленных групп.
В 2007 г. Voestalpine отметился крупной сделкой, приобретя за ?3,5 млрд. продуцента высоколегированных сталей Boehler-Uddeholm AG. Совместная выручка двух компаний в текущем году превысит ?10 млрд., прибыль до налогообложения – более ?1,3 млрд. После этой сделки, казалось, свободные ресурсы Voestalpine истрачены, а уровень долгов (минимум ?2 млрд.) не позволит в ближайшее время участвовать в крупных M&A-проектах.
Однако в конце 2007 г. было объявлено о крупных инвестициях в развитие стального дивизиона на ?2,5 млрд. Из этой суммы на модернизацию и расширение австрийских заводов пойдет ?1 млрд., еще ?1 млрд. – на приобретение различных активов за рубежом. В результате реализации инвестпрограммы, рассчитанной на 3 года, мощности по выплавке стали возрастут до 8 млн. т в год.
Однако расширение мощностей на 15% не удовлетворяет желания Voestalpine развиваться намного быстрее. Чтобы поднять производство в разы, необходимы сделки M&A или строительство новых мощностей. Вот откуда появилась идея создания производства в странах Причерноморья. Рассматриваемые варианты месторасположения завода привязаны к побережью Черного моря, поскольку это дает Voestalpine преимущество в логистике. Если на новом предприятии будут производиться слябы (а так и планируется), часть из них может транспортироваться по Дунаю в Линц, где они будут перекатываться в готовый прокат. А производимая на заводах в Австрии продукция сможет продаваться не только в Европе, но и на рынках СНГ и Ближнего Востока. Рынок ЕС остается приоритетным для Voestalpine, но расширение стального производства требует и расширения рынков сбыта.
У Voestalpine уже есть отлаженный транспортный коридор из украинского порта «Измаил» в Австрию, по которому в Линц ежегодно водным путем идет более 2 млн. т окатышей из Полтавы. Многолетнее сотрудничество Voestalpine с ПГОКом может повлиять и на перспективы нового завода в Украине. Компания Voest Alpine Industrieanlagenbau, входящая в концерн Siemens-VAI, должна поставлять оборудование для проектов Константина Жеваго по строительству метпредприятий в Украине и Венгрии. Жеваго заявил, что Voestalpine может стать соинвестором завода под Кременчугом, получив 5-7% акций.
Владелец Полтавского ГОКа и член фракции БЮТ Жеваго может лоббировать интересы Voestalpine в нынешнем Кабмине, ведь для него выгодны любые новые метпроекты в Европе и Украине, поставщиком сырья для которых может стать ПГОК. У полтавского предприятия есть окатыши, а у австрийцев – желание увеличить свои стальные мощности, а значит, и потребление руды. Кроме того, у Voestalpine есть собственные финансовые ресурсы, равно как и возможность привлечь «крупные и длинные» европейские кредиты. Поэтому объективно сотрудничество Voestalpine и Жеваго возможно и вероятно – как по «проекту Voestalpine», так и по «проектам Жеваго».
Богатство выбора
Каковы шансы на то, что новый завод Voestalpine появится именно в Украине? Упомянутый сырьевой фактор важен, ведь Болгария, Румыния и Турция не имеют существенных ресурсов руды. В Украине же избыток сырья, сегодня многие ГОКи активно ищут потребителей в дальнем зарубежье. Тот же ПГОК планирует нарастить выпуск окатышей втрое – до 32 млн. т, и ему уже сегодня нужно думать, где сбыть дополнительные объемы. В Европе не получится, объемы потребления там растут медленно, а на рынке ЖРС высокая конкуренция предложений из России, Украины и Бразилии.
В пользу Украины также наличие в стране необходимой инфраструктуры и недорогой квалифицированной рабочей силы. Эти преимущества есть и у Румынии и Болгарии, но метпроизводство там обойдется дороже – выше стоимость электроэнергии, газа, кокса, лома, да и платить рабочим придется больше. Аргумент в пользу Болгарии и Румынии – то, что страны уже входят в Евросоюз, соответственно, предприятие в этой стране не имело бы проблем со сбытом продукции внутри ЕС. Однако основные мощности Voestalpine и так расположены в ЕС, и более важным приоритетом является необходимость создавать плацдармы на новых рынках. В этом смысле предпочтительно выглядят Украина, дающая одновременно выход на растущий рынок СНГ, или Турция (рынки Ближнего Востока и Северной Африки – Саудовская Аравия, Иран, Иордания, Египет и др.).
Турция имеет одно преимущество перед Украиной – в стране более емкий рынок потребления. Причем, если рост потребления на сортовую продукцию удовлетворяется собственным производством (турецкие заводы также являются экспортерами «сорта»), то спрос на листовой прокат на две трети покрывается импортом. Завод Erdemir выпускает всего 4 млн. т плоской продукции при потреблении в стране в 10 млн. т.
Производство бытовой техники и национальное автомобилестроение Турции, где идет переход от сборки авто к полноценному производству, для чего потребуется автолист, будут наращивать спрос не меньше чем на 10% в год. Перспективы турецкого рынка листа привлекают как местных производителей, так и иностранные компании. Производитель длинномерного проката Isdemir (группа Erdemir) спешно осваивает выпуск плоского проката, надеясь уже с 2009 г. запустить производство 3,5 млн. т листа в год. Другой проект – российская «Магнитка» при поддержке местной группы Atakas начинает строить завод мощностью до 2,6 млн. т листа, в том числе, оцинкованного и с полимерными покрытиями.
Развитие турецкого производства листа в перспективе будет вытеснять украинский экспорт в эту страну. Сейчас Турция импортирует 12 млн. т проката, в том числе, до 8 млн. т листа. Из этого объема до половины составляют украинские поставки. Так что пока турецкий рынок с точки зрения размещения завода по выпуску плоского прокат выглядит предпочтительнее Украины, где потребление вдвое меньше. Не стоит забывать и о сопредельных рынках – потребление стали на Ближнем Востоке и в Северной Африке также динамично растет, а спрос на лист более чем наполовину покрывается импортом.
Однако размещать в Турции предприятие полного цикла все же невыгодно – себестоимость продукции будет высокой. Страна не располагает собственным рудным и угольным сырьем, лом приходится импортировать. Больший смысл имела бы организация выпуска в стране конечной продукции – тех же х/к рулонов и оцинковки.
А вот в Украине есть все для создания метпроизводства – сырье, удобное географическое положение, инфраструктура. Наша страна, несмотря на постоянное удорожание стоимости руды и кокса, остается регионом со сравнительно низкими производственными затратами. Так что для австрийцев есть смысл строить свой завод именно в Украине.
Voestalpine vs украинское лобби
Несмотря на это фактором риска для австрийцев может оказаться отечественное металлургическое лобби. Можно не сомневаться, что крупнейшие украинские меткомпании будут не в восторге, мягко говоря, от появления столь мощного конкурента. С заявленным производством 5,4 млн. т стали завод от Voestalpine с ходу займет 10% национального производства, пропустив вперед только «Арселор Миттал Кривой Рог», «Азовсталь», ММК им.Ильича и «Запорожсталь».
Но главное не это. Voestalpine может стать конкурентом отечественных производителей как на внутреннем рынке, так и на экспортных. Предположим, что из 5 млн. т произведенного австрийцами в Украине плоского проката 50% пойдет на внутренний рынок, а 50% – на экспорт. В таком случае, это составит почти половину внутреннего спроса на лист и ощутимо ударит по интересам ведущих сегодня поставщиков – ММК им.Ильича и «Запорожстали». Кроме того, это до трети от нынешних объемов экспорта из Украины листовой продукции. На экспортной выручке в значительной степени базируется развитие национальной металлургии, поэтому очевидно, что украинские метпредприятия не заинтересованы в появлении крупного конкурента на сопредельных рынках.
Способов намертво заблокировать проект Voestalpine у украинских металлургов предостаточно – их лобби в исполнительной и законодательной власти в стране весьма влиятельно. Уже то, что австрийцы предлагают разместить метзавод недалеко от моря, в зоне отдыха, сразу может стать для них непреодолимым препятствием, если «мобилизовать» экологические организации.
Перспективы строительства завода Voestalpine в Украине в большой мере зависят от их способности договориться с правительством Тимошенко не просто о выделении участка земли, а о поддержке этого проекта. Впрочем, даже возможное содействие австрийцам со стороны Кабмина отнюдь не гарантирует им успех в их довольно фантастическом, для украинских реалий, проекте. -- UGMK.INFO (Украина)