Чиновник как средство производства. "СОГРА ". 3 марта 2008
03.03.2008 - 17:50
Проекты по добыче и переработке железной руды на Дальнем Востоке становятся все привлекательнее для инвесторов. Однако в современных российских условиях им приходится учитывать не только экономическое состояние, но и политическую конъюнктуру региона. А она весьма неоднородна.
Инаугурация главы Забайкальского края - нового субъекта Российской Федерации, объединившего Читинскую область и Агинский Бурятский автономный округ, состоялась 1 марта. Еще на пять лет продлен кредит доверия бывшему губернатору Читинского региона Равилю Гениатулину. Кремль устраивает его фигура и политика, которую он проводит.
Данное назначение означает косвенную поддержку со стороны федеральных властей инвестиционных проектов, планируемых и реализуемых на территории Забайкалья. Стабильность и еще раз стабильность – наиболее подходящий курс для региона, где уже в этом году предполагается "разморозить" и пустить с молотка стратегическое Удоканское месторождение медной руды.
Впрочем, до разработки Удокана еще очень далеко. В крае есть и более актуальные проекты – в частности, освоение Березовского железорудного месторождения, лицензию на которое в 2005 году выиграла китайская компания "Лунэн". Тогда горнопромышленники из КНР заплатили в федеральный бюджет России более 300 млн. рублей и обязались к 2010 году производить ежегодно 5 млн. т концентрата.
Иностранные инвесторы не скрывали, что железорудное сырье будет питать мощности черной металлургии Китая, но, несмотря на это, проект получил "высочайшее" одобрение. В конце 2006 года тогдашний премьер-министр России Михаил Фрадков в ходе официального визита в Пекин подписал со своим китайским коллегой соглашение о разработке Березовского месторождения и строительстве в Читинской области горно-металлургического комбината. Общий объем инвестиций в оба проекта оценивался примерно в $600 млн. А в 2007 году прокладка железнодорожной ветки до Березовского была включена в "Стратегию развития ж/д транспорта РФ до 2030 г.", разработанную ОАО "РЖД" совместно с Минтрансом.
В то же время, на Дальнем Востоке реализуются и более крупные проекты в области черной металлургии. Два из них постоянно упоминаются в деловой прессе и презентуются на отечественных экономических мероприятиях – в частности, на V Красноярском форуме в феврале этого года. Прежде всего, речь идет о программе комплексного развития Южной Якутии, которая предусматривает разработку Таежного и Тарыннахского железорудного месторождений. Совокупная мощность построенных на их базе горно-обогатительных комбинатов должна составить более 17 млн. т/г. окатышей и концентрата, а инвестиции в их строительство – около $2,7 млрд.
Очевидными минусами якутских проектов являются суровые природно-климатические условия, неразвитость транспортной и энергетической инфраструктуры, а также явный дефицит трудовых ресурсов. Впрочем, у них есть и плюсы – наличие на территории республики Саха запасов коксующихся углей. Но самая главная составляющая программы - "железная" поддержка главы региона Вячеслава Штырова, компании "АЛРОСА" и федеральных властей, которым якутский президент в свое время уступил контроль над этой весьма богатой корпорацией.
Еще масштабнее южно-якутского проект создания горно-металлургического кластера в Приамурье, который реализует компания "Ариком". Он распространяется сразу на два дальневосточных региона – Амурскую область и Еврейскую АО. Предприятие осваивает на их территории пять месторождений: Куранахское, Большой Сейим, Гаринское, Кимканское и Сутарское.
Горно-обогатительные комбинаты, которые планируется построить в рамках данного кластера, к 2012 году должны будут производить более 20 млн. т/г. железорудного сырья. Кроме того, предполагается наладить выпуск продукции глубокого передела – чугуна и железа прямого восстановления. Объем инвестиций в проект, по предварительной информации, будет равен примерно $4,4 млрд.
Безусловно, "южные" регионы Дальнего Востока удобнее для размещения металлургических предприятий: рядом Транссиб, энергетические мощности Зейской и Бурейской ГЭС, да и Китай, главный рынок сбыта совсем близко - буквально за рекой Амур. Однако политические лидеры Амурской и Еврейской областей не слишком влиятельны на фоне своих коллег - "тяжеловесов" губернаторского пула, хотя и поддерживают перспективный кластерный проект, максимально используя свои возможности.
С экономической точки зрения разработка железорудных месторождений на Дальнем Востоке становится все более выгодной. Освоенные запасы руды во всем мире истощаются, набирает обороты консолидация ее крупных производителей, растут и без того гигантские аппетиты черной металлургии Китая, - все это ведет к резкому повышению цен на железорудное сырье. В 2005 году они выросли на 70%, а в 2008 прогнозируется 65-процентный рост.
Но при реализации горно-металлургических проектов в России минеральные ресурсы или экономическая целесообразность зачастую имеют меньшее значение, чем другой ключевой ресурс – административный. Лоббирование интересов той или иной компании региональными и федеральными властями становится решающим фактором достижения цели, то есть получения прибыли. Как вариант возможно взаимообратное усиление позиций отдельных чиновников со стороны мощных корпораций.
В таких условиях утверждение Равиля Гениатулина на посту губернатора Забайкальского края серьезно повышает инвестиционную привлекательность этого региона и дает определенные шансы на успех тем компаниям, которые вложили туда свои капиталы. -- СОГРА