Потепление местного масштаба. "Укррудпром (Украина)". 17 января 2008
17.01.2008 - 16:27
Когда составлялся план первой пятилетки, предусматривавший строительство ДнепроГЭСа и комплекса метзаводов, генсек ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин настоял, чтобы промышленные объекты были расположены рядом с источниками электроэнергии и местом жительства рабочих.
Потому промышленный комплекс, который должен был использовать энергию ДнепроГЭСа и который первоначально предполагалось разместить километрах в десяти от Запорожья, был построен в 1931-1934 годах почти на берегу Днепра, возле поселка Кичкас. Впоследствии вокруг металлургических предприятий были возведены жилые массивы, а промышленная площадка оказалась совсем недалеко от центра города. В то время преимущества такого расположения были весьма очевидными, но вот воспользоваться близостью металлургических комбинатов для того, чтобы наладить отопление и бесперебойное горячее водоснабжение, решили только недавно.
Шли годы. После войны металлургические заводы были восстановлены, а затем начали наращивать объёмы производства в соответствии с лозунгом Никиты Хрущева — догнать и перегнать Америку! Во времена застоя запорожцы впервые обратили внимание, что над трубами гигантов индустрии много факелов, "греющих" небо. Но энергоносители тогда стоили дешево, и только рачительные граждане возмущались бесхозяйственностью, а любители природы — бессмысленным сжиганием кислорода. В эпоху перестройки это возмущение стало более массовым, об этом начали писать газеты, говорить по телевизору. Однако особого эффекта это не произвело, так как на предприятиях считали, что получаемый технологический газ намного дешевле сжигать на факелах, чем как-то использовать.
После получения Украиной независимости стал дорожать природный газ. Не сразу, но уверенно. Экономические условия стали вынуждать новых хозяев искать способы более рационального использования энергоресурсов, прежде всего газа.
Хотя ради справедливости надо отметить, что и до этого на предприятиях по возможности использовали энергоносители, полученные в качестве побочных продуктов металлургического производства, для своих нужд. Например, Запорожский коксохимический завод одним из первых организовал выпуск бензина из отходов основного производства, и (кто еще помнит) в период бензинового кризиса у ворот предприятия стояли огромные очереди автомобилей. Больше заправляться было негде.
На территории ОАО "Запорожсталь" находится завод металлоконструкций, и от этого завода получало тепло железнодорожное управление комбината с крупными помещениями депо. Так было удобнее и дешевле, но ныне, когда природный газ подорожал, оказалось нерациональным. Заводчане больше не обогревают депо. Вместо того, чтобы тратить большое количество энергоресурсов на обогрев огромных помещений, железнодорожники приобрели инфракрасные нагреватели, которые не греют зря атмосферу, а обслуживают только рабочие места.
Главная же заслуга запорожсталевцев заключается в том, что жители двух прилегающих районов в последнее время круглогодично имели в своих квартирах горячую воду. Об этом писали все, потому как такая роскошь не всегда была даже в столице. Благодаря местной власти, которую возглавлял бывший запорожсталевец Евгений Карташов, удалось проложить полуторакилометровую магистраль от предприятия к ближайшему городскому узлу. Кстати, этот участок построили сами запорожсталевцы. Но горячая вода поставляется заводом только в летнее время, поскольку на зиму городской казне удавалось обеспечить поставки природного газа в необходимых для обогрева объема. На лето средств уже не хватало, и тут как нельзя кстати приходился трубопровод от "Запорожстали".
И вот, как сообщила пресс-служба мерии, город наметил в новом году построить новую теплотрассу из промзоны в жилые кварталы. Предполагается, что она прослужит не менее полувека. С помощью излишков тепла "Запорожстали" мэр Евгений Карташов и его команда обеспечат отопление и горячую воду для жителям Жовтневого района и Южного микрорайона. Таким образом, теплоэнергия будет передаваться на ещё большее расстояние от комбината, чем сегодня.
Для того, чтобы ныне это стало возможным, в прошлом году была демонтирована старая теплотрасса. Конструкция 50-х годов прошлого века давно пришла в негодность. На сегодняшний день Днепропетровский завод им. Бабушкина полностью завершил поставки металлоконструкций для новой эстакады.
По прогнозам начальника УКСа Запорожского горисполкома Ивана Сухомлина, до конца января специалисты соберут новую 55-метровую ферму и с помощью железнодорожников установят ее на готовые фундаменты. Весной систему сдадут в эксплуатацию, — тепло и горячая вода пойдут в квартиры горожан. Как сообщается, проектом предусмотрено использование излишков теплоэнергии не только комбината "Запорожсталь", но ферросплавного и коксохимического заводов.
Запорожский городской голова Евгений Карташов, который провел рабочую оперативку на месте строительства, заверил специалистов, что 3 млн. гривен, необходимые для завершения работ, предусмотрены в проекте бюджета города на 2008 год: "Я уверен, что новая теплотрасса будет сдана в срок и позволит городу экономить дорогой газ, а горожанам обеспечит стабильное тепло и горячую воду".
Всего же, по словам начальника ТЭЦ "Запорожстали" Павла Кушнаренко, в прошлом году на отопление двух районов города было израсходовано 76,5 тыс. гигакалорий, что на 8,4 процента больше, чем в 2006 году. Подключение к городской сети происходило с конца апреля и до середины октября. Кроме горожан, запорожсталевцы снабжали теплом и соседей: 134,5 тыс. гигакалорий получили днепроспецсталевцы, 22,5 тыс. — коксохимики и 28,3 тыс. Запорожский сталепрокатный завод.
Кстати, "Запорожкокс", как и Запорожский завод ферросплавов, вполне может не только отказаться от покупки теплоэнергии со стороны, но, как и "Запорожсталь", продавать ее гортеплосети. Коксохимикам и ферросплавщикам для этого достаточно будет погасить факелы, пылающие на их производственных площадках. Имеющиеся технологические трудности вполне преодолимы. Выгода для предприятий заключается не только в поступлениях за проданную теплоэнергию, но и в преимуществах, которые дает экономия квот на выбросы в соответствии с Киотским протоколом.