Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 29.11.2007

Анатолий Старовойт: "Необходимо на государственном уровне решать вопрос глубоководных портов". "UGMK.INFO (Украина)". 29 ноября 2007

29.11.2007 - 13:12
Снабжение украинских КХЗ сырьем продолжает ухудшаться вследствие снижения объемов добычи угля внутри страны и сокращения импорта. Каковы способы решения этой проблемы UGMK.INFO рассказал глава Ассоциации коксохимических предприятий Украины Анатолий Старовойт.

- Какова на сегодняшний день ситуация в сфере добычи украинских коксующихся углей? Насколько усугубит ситуацию авария на шахте им.Засядько?

- После катастрофы в угольной промышленности – аварии на шахте им.Засядько – мы, коксохимики, потребляющие коксующийся уголь, были омрачены этим известием. В такие минуты трудно думать о чем-то ином, кроме людских жизней, которые слишком часто становятся ценой украинского коксующегося угля. К великому сожалению, добыча угля в Украине в связи со сложными геологическими условиями остается опасной.

Любой сбой в работе шахт по добыче коксующихся углей ставит под угрозу работу коксохимических предприятий и горно-металлургического комплекса в целом, который обеспечивает 30% ВВП и 40% валютных поступлений нашей страны.

Сегодня конъюнктура мирового рынка стали такова, что металла требуется все больше и больше, естественно, растет и спрос на кокс. Таким образом, рынок определяет спрос и в Украине. Отечественные коксохимы не могут удовлетворить спрос металлургов вовсе не по причине своей физической несостоятельности. В Украине избыток мощностей по производству кокса. Если потребности украинской металлургии – 20 млн. т кокса в год, то отечественные коксохимы могут производить 24 млн. т продукции.

С каждым годом отечественные угольщики поставляют нам все меньше и меньше угля. Этот процесс в ближайшее время ускорится по объективным причинам: исчерпание запасов и крайне необходимое повышение требований безопасности работы угольных шахт. Компенсация недостающего угля производится за счет импорта, в основном, из России, а также завоза готового кокса. Дошло уже до того, что в сентябре "АрселорМиттал Кривой Рог" завез кокс из Франции.

- В чем заключаются сложности с завозом угля в Украину из России?

- Из Российской Федерации украинские коксохимики завозят на уровне 7-8 млн. т. Но, к сожалению, поставки происходят по остаточному принципу. В России также наблюдается увеличение производства металла, и, естественно, потребление кокса растет. Хорошо коксующиеся марки углей отгружаются на российские метпредприятия. На долю же украинский коксохимов припадает слабоспекающийся уголь.

Единственное для нас преимущество заключается в том, что российские угли являются низкосернистыми, что важно для качества металла. К сожалению, наш Донбасс –бассейн, который имеет очень высокое содержание серы в углях. Поэтому для Украины завоз угля из низкосернистого бассейна необходим. Кроме того, Россия из года в год снижает добыча хорошо спекающихся марок углей, и появляется сейчас их дефицит на уровне 8 млн. т.

- В этом году проявилась еще одна проблема – нехватка ж/д вагонов.

- Железнодорожные вагоны – это притча во языцех. Ситуация складывается таким образом, что РФ со своей стороны урезает количество перевозок из-за нехватки вагонов в самой России. Также сказываются задержки вагонов на Украине. Кроме того, наша Приднепровская железная дорога находится в критической ситуации. Она тоже нам «помогает» снижать план перевозок.

- По какой причине выгодно завозить коксующийся уголь, а не кокс?

- С каждой завезенной тонной угля мы завезем и 330 м куб коксового газа. При перерасчете на природный газ – это будет 150 м куб. Импортировать кокс еще не выгодно потому, что коэффициент заполнения вагона коксом – 0,44, а углем – 0,6.

- Каким может быть выход из ситуации, когда Россия будет снижать экспорт углей, а импорт кокса невыгоден?

- Мы также имеем сложную проблему недиверсифицированного рынка газа. Ежегодные переговоры с Россией по газу идут сложно. Соответственно, зависимость бюджетообразующей отрасли, коей является ГМК, от одного источника по углю может привести к тяжелым последствиям. Например, Китай сейчас потребляет 1,6 млрд. т коксующихся углей, если туда уйдет уголь из Кузбасса, то что нам делать?

И тут выдвигается на первый план вопрос развития и модернизации украинских портов из разряда глубоководных. Я подчеркиваю, что целью не является заменить украинский уголь, он великолепный, а импорт рассматривается в качестве дополнения к нему. Только прием судов дедвейтом в 100000 т и более может решить эту проблему. При заходе таких кораблей мы можем выгодно возить уголь из Австралии, США, Канады и ЮАР. Вообще, дефицита хорошо спекающихся марок в мире нет, есть дефицит только по перевозке.

Поэтому нам необходимо на государственном уровне решать вопрос глубоководных портов. Даже рассматривать возможность расширения портов в Ильичевске, в Одессе. Это те порты, которые принимают хотя бы 60000 т дедвейтом.

- Строительство глубоководных портов – это новая идея или уже есть желающие вкладывать инвестиции?

- Эти разговоры ведутся давно. Насколько я знаю, глубоководный порт строится севернее Севастополя. Вообще, Вопрос портов уже назрел настолько, что его необходимо решать как на уровне частного бизнеса, так и на уровне государства. Государственный уровень – это всесторонняя поддержка, выделение земли, участков, развитие железнодорожной инфраструктуры.

- Прокомментируйте разговоры о том, что перевалка угля может негативно отразиться на экологии городов.

Уголь часто ассоциируется с возможностямизагрязнения окружающей среды. Ничего подобного нет. Мы, специалисты, знаем, как разгружать уголь. К слову, украинские порты приспособлены только на экспорт, но не на прием. Мир уже давно может разгрузить «стотысячник» за 4 часа. Большие углесосы опускаются в трюмы и разгружают их без пыления, на закрытые конвейеры, на закрытый угольный склад с перегрузкой и обливом поверхности вагонов жидкостью, которая предотвращает пыление.

- Какая страна производит коксующийся уголь наиболее лучший по своим качествам?

- Наиилучший уголь по своим качествам – это австралийский. Кстати, это ведущий экспортер угля в мире.

- Назовите объемы потребления коксующихся углей и их внутреннюю добычу?

- В этом году мы ожидаем производство 21 млн. т валового кокса, который идет также и на другие нужды кроме доменного производства. Но потребление кокса намного выше. Если мы произведем 15 млн. т металлургического кокса, то металлургам в этом году надо 18 млн. т. Для такого объема необходимо 26 млн. т угольного концентрата. В этом году ожидается, что импорт кокса составит 2 млн. т, а коксующихся углей – 7 млн. т. Концентрата.

- А в следующем году?

- В 2008 г. мы не ожидаем импорта кокса. Импорт шел в основном с Алтая, но в России на высоком правительственно уровне пытаются сдерживать экспорт кокса. Если импорт не возможен, то нам необходимо завозить от 10 до 11 млн. т угольного концентрата.

- Какие шахты в Украине могут добывать коксующийся уголь, приемлимый по уровню содержания серы?

- Их можно присчитать по пальцам одной руки. Это – «Красноармейская-Западная №1», шахта им.Скочинского и «Южнодонбасская». Если мы будем делать кокс только из этих углей, то мы получим кокса всего 3,8 млн. т.

- Насколько цена импортных углей выше цены углей украинской добычи?

- Цены вполне сопоставимы. Государственные угли марки К стоят $180/т, марки Ж – $165-190/т, марки Г – $140/т. Это зачастую выше, чем цены импортных углей сопоставимого качества. Цены импортных углей более высокого качества могут быть чуть выше – но в этом случае потребитель выигрывает за счет более низкого расхода кокса. -- UGMK.INFO (Украина)

Новости по этой теме

В Новости

Всего новостей  158106

ГОД:
МЕСЯЦ:
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
6
7
13
14
21
26
27
28
29
30

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>