Российско-украинский титановый Вексельберг. "UGMK.INFO (Украина)". 12 мая 2006
16.05.2006 - 14:46
Производители титана в Украине и России стоят на пороге серьезных перемен. Не исключено, что крупнейший в мире поставщик титановой продукции, российская компания "ВСМПО-Ависма", не сумеет сохранить самостоятельность и скоро будет национализирована. Эта же судьба, похоже, ожидает и ее недавнее приобретение – украинский "Трубный Завод ВСМПО-АВИСМА" (бывший "СЕТАБ Никополь"). Тем временем, владелец компании "Ренова" Виктор Вексельберг продолжает свои попытки создания титановой империи на базе украинских ГОКов, в которую могут войти оба эти предприятия.
Российский предприниматель Виктор Вексельберг занялся консолидацией титановой промышленности СНГ еще в 2002 г., когда его группа "Ренова" учредила в Киеве Титановоапатитовую компанию (ТАКО), которая получила права на разработку Федоровского ильменитового месторождения в Житомирской области и объявила о планах строительства нового завода по производству двуокиси титана. Ожидалось, что далее ТАКО превратится в гигантский холдинг "Титан Украины", в который войдут все титановые ГОКи страны, а также "Сумыхимпром" (производитель диоксида титана), ГАК "Титан" и Запорожский титаномагниевый комбинат, которые на тот момент входили в состав многопрофильной госкомпании "Укрполиметаллы". В результате этой комбинации, украинско-российское ТАКО, в котором "Ренове" принадлежит 70% уставного капитала, планировало выстроить замкнутый производственный цикл – от добычи сырья до его переработки и реализации продукции. В этот проект учредители ТАКО собирались инвестировать $500 млн., причем потенциальными потребителями продукции нового завода стали бы другие активы холдинга, объединенные в единое государственное предприятие, которое впоследствии можно было бы приватизировать.
Тем не менее, на этом пути перед "Реновой" регулярно возникают препятствия. Началось с того, что прежние власти не поддержали грандиозный проект Вексельберга, и решили создать технологический комплекс по добыче ильменитовой руды и производству двуокиси титана с привлечением другого инвестора. Вместо того, чтобы отдать все комбинаты в распоряжение "Реновы", в 2004 г. два из них – Вольногорский и Иршанский – передали в пятилетнюю аренду совместному предприятию ЗАО "Крымский титан", учрежденному ГАК "Титан" (51%) и немецко-британской компанией RSJ Erste Beteiligungsgeselschaft mbH. Кроме того, по словам гендиректора ТАКО Владимира Соколовского, "Сумыхимпром" и ГАК "Титан", которым его компания предлагала создать совместное предприятие, отказались от сотрудничества.
С приходом к власти новых политических лидеров, Вексельберг воспрял духом и начал переговоры с Виктором Ющенко о создании холдинга ГАК "Титан Украины", в который, помимо запланированных ранее предприятий, должны были войти два профильных НИИ. Ожидалось, что впоследствии холдинг будет приватизирован, и, в обмен на долю в этом предприятии, "Ренова" готова была инвестировать в его развитие $525 млн.
Идея показалась украинским властям вполне привлекательной, но для ее осуществления требовалось преодолеть одно препятствие – отнять у "Крымского титана" Иршанский и Вольногорский ГОКи, отданные ему в аренду прежним правительством. Казалось бы, ничего сложного в этом нет – не "Криворожсталь", в конце концов, но RSJ резко воспротивилась этому проекту, осуществление которого отрезало бы ее завод от поставщиков сырья. Правда, сразу после этого у RSJ возникли такие проблемы, что весь бизнес этой компании в Украине оказался под угрозой: уже 28 июля руководство СБУ направило в Госкомитет финансового мониторинга (ГКФМ) письмо, в котором говорится, что реальный собственник "Крымского титана" – кипрская компания Highrock Holding Ltd, использующая в своей деятельности средства структур криминального авторитета Семена Могилевича. На этом основании Служба безопасности попросила ГКФМ проверить легитимность формирования уставного капитала ЗАО "Крымский титан".
Отбиться от подобных обвинений весьма и весьма непросто, независимо от того, как обстоят дела в действительности. Тем более, в условиях широкомасштабной PR-кампании, в которой имя Могилевича использовалось весьма широко. Кроме того, RSJ Erste обвинили в нарушении инвестобязательств, и Валентина Семенюк, председатель специальной контрольной комиссии украинского парламента по приватизации, заявила: "Мы готовы реприватизировать титановые предприятия с тем, чтобы продать их потом настоящим инвесторам". Тут же поползли слухи и о возможной реприватизации и принадлежащего RSJ завода "Крымсода", который тоже входит в сферу интересов Вексельберга. Очень скоро суды приняли решения о расторжении договоров аренды Вольногорского и Иршанского ГОКов. Однако "Крымский титан" продолжал борьбу, причем на защиту интересов RSJ Erste стал посол Германии на Украине Дитмар Штюдеманн: он заявил, что надеется на соблюдение украинскими властями двустороннего соглашения о взаимной защите инвестиций. В начале текущего года Верховный суд отменил эти постановления.
Тем временем, сорвались планы Вексельберга и в отношении российских активов. В конце 2003 г. "Ренова" стала владельцем 14% акций Верхнесалдинского метпроизводственного объединения (ВСМПО) – крупнейшего в мире производителя титановой губки и полуфабрикатов, которое в 2004-м объединилось с титаномагниевым комбинатом "Ависма". Начиная с 1998 г., эти два предприятия осуществляли совместную деятельность на рынках титана и магния, и представляли, по сути, единую производственную группу по выпуску титановой продукции: "Ависма" производит из ильменитового концентрата губчатый титан – основной компонент шихты, из которой ВСМПО выплавляет конструкционные титановые сплавы.
Используя разногласия между совладельцами ВСМПО Вячеславом Брештом и Вячеславом Тетюхиным, каждому из которых принадлежит по 30% акций, Вексельберг еще в 2003 г. попытался установить контроль над титановой группой через свою структуру "СУАЛ". Тем не менее, это не удалось, и борьба между акционерами завершилась подписанием трастового соглашения. В 2005-м Вексельберг повторил попытку, но, как оказалось, сам себя высек…
Договор предусматривал, что каждый из трех партнеров имеет право предложить свои акции для продаж двум другим. Если же они в течение 90 дней не примут это предложение, то сделавший его, получает право выкупить их пакеты по той же цене, которую назначил за свои акции. Вексельберг решил, что ни один из его партнеров не сумеет найти деньги для выкупа его доли, при этом, учитывая серьезные разногласия между Брештом и Тетюхиным, он не думал, что они могут объединиться для решения этой проблемы. Поэтому он предложил им свой пакет по цене, на 10% ниже рыночной, рассчитывая, в итоге, приобрести корпорацию "ВСМПО-Ависма" по дешевке. Однако не сложилось: совместными усилиями Брешт и Тетюхин нашли нужные $148,6 млн. и выкупили у "Реновы" пакет, стоимость которого уже дошла до $250 млн.
Тем не менее, Вексельберг не отказался от своих планов: он пытается оспорить сделку на том основании, что Брешт и Тетюхин сразу перепродали эти акции нескольким портфельным инвесторам и инвестфондам. С его точки зрения, трастовым соглашением такой вариант не предусмотрен, и его партнеры не имели права привлекать для покупки его пакета средства сторонних структур. В октябре он сумел убедить Свердловский суд заморозить проданные им акции, а позднее наложить арест на весь пакет (73,4%). Вексельберг заявил, что в любом случае установит контроль над компанией: "Мы не просто боремся за 13%, мы боремся за выкуп всех акций, находящихся в трасте, то есть всех 70%".
Однако позднее он решил, что у него больше шансов выиграть дело в судах Англии и США (такая возможность предусмотрена трастовым договором), поскольку юридическая система этих стран имеет прецеденты разрешения подобных споров в пользу пострадавшей стороны. Поэтому на заседании арбитражного суда Свердловской области в апреле текущего года компания Lamane Trading Corporation (структура "Реновы") отозвала свой иск. Ожидается, что иски "Реновы" будут рассмотрены до конца лета в Лондоне и до нового года в США.
Тем временем, в конце прошлого года о своем интересе к ВСМПО объявил ее акционерам ФГУП "Рособоронэкспорт". Совладельцы отказались продать корпорацию, но сразу после этого на "Ависму" посыпались неприятности: в ноябре экологические органы потребовали от корпорации $700 млн. за загрязнение окружающей среды в городе Березники, затем началась внеплановая налоговая проверка ее деятельности за 2003-2004 гг. Тогда Брешт и Тетюхин пересмотрели свою позицию, и уже не возражают против продажи своей корпорации государству. Правда, участники потенциальной сделки пока не сошлись в цене – владельцы "ВСМПО-Ависма" готовы продать предприятие государству за $2 млрд, а "Рособоронэкспорт" предлагает $1 млрд.
Тем временем, корпорация успела обзавестись политически проблемным активом на Украине: 2 ноября она приобрела у шведской корпорации CETAB компанию Carl.Edblom.titan.AB, которой принадлежит 50,1% ЗАО "Завод СЕТАБ Никополь" (в прошлом ТЭСЦ-5 ОАО "Никопольский Южнотрубный Завод"). Это предприятие, контролирующее около 6% мирового рынка титановых труб, имеет мощности для ежегодного производства 360 т холоднодеформированных и 200 т горячедеформированных бесшовных труб из титана и сплавов на его основе. Шведы решили его продать по двум причинам. Во-первых, завод остро зависит от поставок сырья с "Ависмы", а, во-вторых, они серьезно опасаются реприватизации этого предприятия. Дело в том, что "CETAB-Никополь" был создан в 2001 г. на базе одного из цехов НЮТЗ. Теперь же, поскольку в результате реструктуризации НЮТЗ значительная часть его активов оказалась в составе корпорации "Интерпайп" Виктора Пинчука, новые власти решили вернуть предприятие в госсобственность.
В прошлом году Фонд госимущества начал подготовку документов об отмене распоряжения о реорганизации НЮТЗ. Правда, по словам президента CETAB Карла Эдблума, под участие в этом проекте шведская компания получила от украинской стороны гарантии экономической стабильности, закрепленные в двустороннем правительственном соглашении. Однако понятно, что смена власти и экономического курса может свести эти гарантии на нет. Поэтому шведы предпочли избавиться от этого рискованного актива. С другой стороны, по мнению аналитиков, в стратегической перспективе такое решение украинских властей может быть на руку "ВСМПО-Ависма": компания получит возможность консолидировать в своей собственности до 100% профильного актива, который она полностью обеспечит сырьем. Правда, при этом может возникнуть занятная ситуация. Если "Рособоронэкспорт" выкупит предприятие, а украинские власти осуществят свои планы и национализируют НЮТЗ, то "CETAB-Никополь", переименованный в ЗАО "Трубный Завод ВСМПО-АВИСМА", может создать почву для нового межгосударственного конфликта. -- UGMK.INFO (Украина)