Почему вдруг я решил написать про Нигерию? Да все просто. Во-первых – Африка – интересный и перспективный с точки зрения промышленности регион, который, думаю, себя еще покажет. Правда покажет себя он еще весьма нескоро – пока большинство стран региона (речь идет о черной Африке, исключая относительно успешные страны, такие как ЮАР, Намибия и Ботсвана) являются поставщиками сырья для китайских металлургов. Тем не менее, интерес иностранных инвесторов к Африке весьма велик, но опять же, велик он в перспективе. Все ждут африканского чуда, которое, по данным моих американских коллег должно произойти лет через 10-20.
Вторая причина – более личная. Пару недель назад, в районе Марьино, ближе к ночи я голосовал у дороги. Машин было немного, и только через пару минут около меня остановился старый Жигуленок. Я открыл дверь и опешил… за рулем сидел самый натуральный негр, который, с чудовищным акцентом, предложил свои водительские услуги. Я сел в машину и разговорился с водителем. Оказалось, он из Нигерии – одной из самых необычных и интересных африканских стран. На своем плохом русском он отметил, что бывший президент Обасанджо гребет деньги от нефти, нигериец сравнил его с представителем сексуальных меньшинств (в более привычной, правда, нашему уху манере). А на мой вопрос, как обстоит дело с металлургией, он ответил, что они "вообще ничего не хотят делать".
На самом деле, делать то хотят, просто не получается. Приватизация нигерийскими властями была задумана давно, мало того, даже проведена. Что касается черной металлургии страны (про цветную говорить не будем, Русал эффективно справляется с проектом ALSCON), то вся отрасль в итоге оказалась в руках группы инвесторов во главе с Global Steel Holdings Limited of India. И деятельность этих инвесторов никак нельзя признать успешной.
Так, в анонимном интервью представителя Африканской металлургической ассоциации, можно найти много интересного. Он, как представитель от Нигерии, рассказывает о поведении индийцев на предприятиях. Они, по его словам, не заинтересованы в развитии металлургии страны, скорее, их цель – сделать быстрые деньги. Инженерам предлагают работать за 80 долларов, а сразу после прихода индийской команды на комбинат Ajaokuta , 1500 человек были уволены. Выплаты зарплат задерживаются, пенсии не выплачиваются. Когда возникли первые яркие конфликты с профсоюзом, советник президента Обасанджо приехал на предприятие. Оказалось, он посоветовал президенту вмешаться, однако тот предпочел не вмешиваться. На вопрос профсоюзного лидера, а не хочет ли он уйти в отставку со своего поста, если президент к нему не прислушивается, советник спросил, а сможет ли профсоюз обеспечить его работой?..
Сейчас правительство нового президента Яр’Адуа снова повернулось лицом к металлургам. Правительство планирует инвестиции в размере 10 млрд долларов в металлургию страны, а точнее говоря, в ее строительство. Сегодня в Нигерии функционирует два с половиной металлургических предприятия (всего их было три). Первое работает весьма слабо, с него похищают людей, а по свидетельству все того же анонимного источника, индийцы вывозят оборудование с предприятия с целью его продажи за рубежом (интересно, на лом что ли?). Второе выпускает иногда пару-тройку тысяч тонн сорта, хотя должно производить более 210 тыс. т проката. Что происходит с третьим предприятием – вообще неясно, оно, по идее, также рассчитано на 200-220 тыс. т проката, однако оно до 2003 г работало в среднем на 1-2% от своей мощности.
Правительство пока не говорит о реприватизации, вероятно властьимущие в Нигерии надеются на то, что с индийцами удастся договориться. Представители же профсоюзов говорят о необходимости деприватизации, то есть, фактически, национализации предприятий. В этом есть доля истины: неразработанная инфраструктура, старое оборудование, нехватка железных и автодорог, кроме того, если хотя бы доля сказанного анонимным источником является правдой, порядок после индийцев надо будет наводить не год и не два. Прибавьте к этому высокий уровень преступности (не на базарах грабят – экспатов вместе с охраной крадут) и вы поймете, почему Нигерия не находится на пороге инвестиционного бума.
Проблема в том, что мировой рынок стали сегодня этой самой сталью перенасыщен, а Нигерия, при всем моем к ней уважении, далеко не Китай. Внутренние проблемы страны, нежелание властей что-то решать, профсоюзы, борющиеся против собственных комбинатов и рабочих, постоянные похищения людей, нестабильность экономической ситуации, да и низкий уровень промышленного развития в частности не способствуют привлечению инвестиций. Инвестиций в производство мало, потребуются еще инвестиции в транспортную и портовую инфраструктуру, а все ради чего? Чтобы пристроить лишние деньги? Сегодня для этого ехать в опасную Африку совсем необязательно – в Индии или Бразилии деньги с удовольствием пристроят в сырьевые проекты. Хотите прокат выпускать? Европа и США к вашим услугам. Переработку хотите развивать? Европа, США и Юго-Восточная Азия, где спрос растет не в пример нигерийскому, ждут вас не дождутся. А вот Нигерию с ее проблемами никто пока не хочет. И вряд ли захочет, по крайней мере, до тех пор, пока не произойдут кардинальные перемены внутри самой страны. А это произойдет (если произойдет, конечно) ой как нескоро. -- Русмет