Оцинкованная мода. "Укррудпром (Украина)". 22 октября 2007
22.10.2007 - 18:07
Среди новых проектов в мировой металлургической отрасли, анонсированных на минувшей неделе ведущими призводителями, наибольшая часть пришлась на организацию производства оцинкованной стали.
Наиболее конкретный проект презентовала корпорация Arcelor Mittal, сообщившая о намерении построить до 2009 года третью линию горячего цинкования мощностью 400 тыс. тонн в год на своем заводе в Айзенхюттенштадте в Восточной Германии. В июле Arcelor Mittal уже проанонсировала строительство линии цинкования на 310 тыс. тонн в год в Пьомбино, Италия. Этот объект должен вступить в строй уже в августе 2008 года.
Германская Thyssen Krupp, заинтересованная в более широком внедрении на китайский рынок стальной продукции высокого передела, предложила совместный проект своему местному партнеру Angang, с которым немцы совместно управляют предприятием, выпускающим 400 тыс. тонн оцинкованной стали в год. Теперь Thyssen Krupp рассчитывает на поддержку Angang в создании еще одного такого завода на 430 тыс. тонн в год. Продукция предприятия будет предназначаться в первую очередь для автомобильной отрасли.
В том же Китае крупный совместный проект в той же области планируют реализовать местная Baosteel, которой будет принадлежать 50% акций, японская Nippon Steel (38%) и Arcelor Mittal (12%). Участники этого СП подтвердили свое августовское решение о создании крупного комплекса, который будет снабжать стальным листом с покрытием из цинкового сплава автомобильные заводы японских компаний в Китае. При этом Nippon Steel заявляет что рассматривает возможность самостоятельного строительства завода по производству оцинкованной стали и в Таиланде, который в настоящее время импортирует 700-800 тыс. тонн такой продукции в год.
Интерес ведущих металлургических компаний мира к оцинкованной стали не случаен. Спрос на эту продукцию с высокой коррозионной стойкостью стабильно увеличивается, прежде всего в Китае. В этой стране спрос на автомобили в этом году, как ожидается, возрастет на 15%, кроме того, оцинковка интенсивно потребляется в строительной отрасли и при производстве бытовой техники. Для западных компаний сталь с покрытиями привлекательна еще и тем, что это — продукция с высокой добавленной стоимостью, в которой относительно невелика доля сырья и энергии, зато для ее выпуска требуются новейшие технологии и высококвалифицированный персонал. Наконец, цены на цинк, пройдя в конце прошлого года пик подъема, постепенно снижаются и, по мнению экспертов, будут падать еще несколько лет подряд.
Среди прочих событий отметим презентованную на прошлой неделе инвестиционную программу индийской компании JSW Steel, которая намеревается вложить до 2010 года более 4 млрд. долларов в расширение мощностей от нынешних 3,2 млн. тонн стали в год до 10 млн. тонн. Немногим менее 1 млрд. долларов будет затрачено уже в текущем финансовом году (до конца марта 2008 года). Основной упор в этой программе делается на увеличение производства конструкционной стали.
В 2020 году JSW Steel собирается выплавлять уже до 30 млн. тонн стали в год, однако достичь такого подъема только за счет органичного роста будет весьма трудно. Поэтому индийцы рассчитывают на поглощения, прежде всего в Европе. В целом можно ожидать, что в ближайшие годы все ведущие металлургические компании страны (вероятно, за исключением государственной SAIL) будут проявлять повышенную агрессивность в сфере международной консолидации.
На рынке мало места
В большинстве сегментов мирового рынка стали происходит медленное, но неуклонное снижение цен. Повышенная активность в первом полугодии обернулась избыточными запасами и сокращением объема закупок во втором. Кроме того, финансовый кризис в западных странах, возникший из-за учащения невозврата ипотечных займов в США, привел к ухудшению условий кредитования и затруднил привлечение нового финансирования. В частности, с этим столкнулась катарская Qatar Steel, которой пока так и не удалось привлечь средства для завершения проекта расширения мощностей. Все эти трудности привели к сокращению спроса на стальную продукцию.
Наиболее значительный спад наблюдается на рынке длинномерного проката в Европе и на Ближнем Востоке. Европейские компании сетуют на отсутствие спроса в ЕС. Цены на арматуру не превышают 420-440 евро за тонну с доставкой, при этом местные производители пытаются пристроить излишки продукции в США, странах Северной Африки и Персидского залива, где и без того предложение существенно предобладает над спросом. Еще одним негативным фактором является продолжающийся рост расходов на доставку, который приходится покрывать экспортерам за счет снижения цен FOB.
Спад спроса и рост расходов на фрахт оказали отрицательное влияние, в частности, и на украинские и российские меткомбинаты. Еще в первой половине октября им пришлось опустить цены на арматуру и катанку до 530-540 долларов за тонну FOB, а теперь подешевели и заготовки — до 480-490 долларов за тонну FOB. Спад по сравнению с сентябрем составляет до 20 долларов за тонну. Турецкая арматура котируется в странах Персидского залива не дороже 590 долларов за тонну C&F.
В этой связи более привлекательным становится рынок Восточной Азии, где понижение цен в октября было гораздо более умеренным и представляло собой скорее коррекцию после завышенных котировок китайских компаний. В середине октября стоимость заготовок в странах региона достигала 570-590 долларов за тонну C&F, слябов — 560-600 долларов за тонну C&F, длинномерного проката — 595-620 долларов за тонну C&F. Такие цены даже с учетом затрат на транспортировку могут быть интересны экспортерам из СНГ.
При этом китайцам в сложившихся условиях будет сложнее выбить с рынка конкурентов за счет понижения цен. Увеличения экспортных пошлин в КНР в ближайшее время скорее всего не будет (так можно вообще "завалить" весь экспорт, поэтому власти на этот шаг скорее всего не пойдут), но резкий рост себестоимости вследствие подорожания сырья и достаточно высокий уровень цен на внутреннем рынке должны удерживать китайских поставщиков от демпинга.
На рынке листовой стали ситуация более стабильная. Весьма благоприятны прогнозы для толстолистовой стали, особенно судостроительного назначения, в то время как цены на горячий и холодный прокат относительно постоянны. Их уровень приближается к 600 долларам за тонну C&F для горяче- и 670-700 долларам за тонну C&F для холоднокатаных рулонов в Азии, а в Европе стабилизировался в интервалах 480-500 евро и 545-565 евро за тонну ex-works соответственно. Европейские и американские сталелитейные компании при этом с удовлетворением отмечают повышение цен на импортную продукцию и сокращение объемов поставок из-за рубежа вследствие трудностей с транспортировкой. По их мнению, это облегчит им подъем цен в апреле или даже уже в январе 2008 года.
Партнерство против повышения цен
В сентябре представители китайской металлургической ассоциации CISA обещали завершить переговоры с "большой тройкой" ведущих экспортеров железной руды в течение месяца, но сегодня этот срок кажется совершенно нереальным, разве что одна из сторон пойдет на безоговорочную капитуляцию. Президент бразильской корпорации CVRD, крупнейшего в мире производителя железной руды, Роджер Аньелли, характеризуя нынешние позиции сторон, заметил, что они "слишком далеки друг от друга". При этом Аньелли прозрачно намекнул, что, если его компания не сможет достичь согласия с основными потребителями, она станет продавать железную руду на спотовом рынке.
Между тем, спотовые цены на ЖРС достигли совершенно невероятного уровня. В середине октября индийский концентрат с 63,5% железа достиг 170-175 долларов за тонну CIF Китай, это почти на 100 долларов за тонну больше, чем за тот же период годичной давности. Китайские компании, как ни старались минимизировать закупки железной руды за границей, не могут без них обойтись. В сентябре объем импорта превысил 33,2 млн. тонн, что на 18,1% больше, чем за тот же месяц 2006 года, а всего за девять месяцев поставки достигли 284 млн. тонн - рост на 14,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Крупнейшие китайские металлургические компании ищут выход из положения в заключении долгосрочных партнерских соглашений. Так, компания Wuhan Iron and Steel подписала контракт с Australian Admiralty Resources, согласно которому австралийцы за 10 лет поставят ей 26 млн. тонн руды, увеличивая поставки от 750 тыс. тонн в 2008 году до 3 млн. тонн в год в 2011-2018 годах. Другая китайская компания, Tangshan Guofeng Iron and Steel, уже с ноября станет получать железную руду от австралийской OneSteel. Соглашение рассчитано на 9 лет, объем поставок составит в общей сложности 6 млн. тонн.
Лидер китайской металлургической отрасли корпорация Baosteel пошла немного другим путем, заключив договор не с поставщиком сырья, а с транспортной компанией China Ocean Shipping Company (COSCO), крупнейшим морским перевозчиком в Китае. В соответствии с этим контрактом Baosteel на 20 лет фрахтует флот из четырех 300-тысячетонных балкеров под перевозки железной руды. Каждое такое судно может перевезти из Бразилии в Китай в среднем 1,14 млн. тонн руды в год (в пересчете на сухой вес). Первый балкер поступит в распоряжение Baosteel в 2008 году, остальные — позже, так как два судна надо будет сначала построить. Кроме того, Baosteel и COSCO подписали дополнительный договор о сотрудничестве в сфере каботажного плавания сроком на девять лет.
Китайская металлургическая ассоциация CISA еще в августе призвала металлургов крепить связь с национальными перевозчиками с целью минимизации затрат на доставку ЖРС. Контракт между Baosteel и COSCO стал одним из наиболее весомых результатов такой политики. -- Укррудпром (Украина)