Новые планы Миттала. "Укррудпром (Украина)". 1 октября 2007
02.10.2007 - 11:18
Глава крупнейшей сталелитейной корпорации мира Лакшми Миттал конкретизировал планы по расширению мощностей Arcelor Mittal. Ранее г-н Миттал заявлял, что его компания намерена только за счет строительства новых предприятий довести производство стали до 131 млн. тонн.
Теперь очевидно, что эта цифра не окончательная. На программу экспансии планируется выделить 35 млрд. доглларов, из которых 20 млрд. долларов предполагается ассигновать на два индийских проекта.
Arcelor Mittal и ранее сообщала о готовности построить в Индии гигантский металлургический комбинат производительностью 12 млн. тонн в год, однако сейчас Лакшми Миттал говорит уже о двух таких заводах. По его словам, своей полной совокупной мощности 20 млн. тонн в год они должны достичь уже к 2015 году. Кроме того, транснациональная корпорация рассматривает вариант строительства завода в России и расширения присутствия в Китае. Arcelor Mittal и ее китайский партнер Valin Group подали в Национальную комиссию по развитию и реформам проект установки новых станов горячей и холодной прокатки на предприятии Liaoyuan Steel . В случае оперативного получения всех необходимых разрешений новые линии планируется запустить уже в 2009 году, однако не факт, что Arcelor Mittal и Valin Group удастся быстро преодолеть все бюрократические барьеры. Китайские власти уже неоднократно давали понять, что не хотели бы видеть крупные иностранные металлургические компании на внутреннем рынке.
Бюрократические проволочки могут стать помехой для реализации планов Arcelor Mittal и в Индии, как это случилось с корейской корпорацией Posco, которая в октябре этого года планировала начать в индийском штате Орисса строительство комбината на 10 млн. тонн стали в год. Благодаря заключению партнерского соглашения с индийской государственной компанией SAIL корейцам удалось быстро получить недостающие разрешения от властей, но Posco никак не может добиться согласия от около 4 тыс. местных жителей, которые ныне проживают в районе предполагаемой промплощадки. Крестьяне, занимающиеся в этой местности разведением рыбы и выращиванием ряда сельхозкультур, считают компенсацию, предлагаемую Posco, недостаточной.
Широкомасштабная реорганизация проходит в последнее время в металлургической отрасли Египта. Помимо строительства четырех новых заводов, правительство планирует расширить производительность одних государственных сталелитейных и прокатных предприятий, а средства на эти проекты получить за счет приватизации других. Так, 30 сентября закончился прием заявок от желающих поучаствовать в конкурсе на продажу компании Arcosteel, ежегодно выпускающей около 150 тыс. тонн продукции из специальных сталей. Среди претендентов — египетская Ezz Steel и саудовская Al-Tuwairqi Group.
Судя по всему, часть средств, полученных от продажи государственной доли в Arcosteel, будет направлена на финансирование проекта государственной компании Egyptian Iron and Steel, которая планирует построить в Алжире сталелитейный завод на 1,5 млн. тонн в год. В качестве сырья он будет использовать местную руду. Вообще, Египет претендует на статус лидера в металлургической промышленности всего региона, не без основания считая, что национальные компании обладают достаточными опытом и капиталом для реализации проектов в сопредельных странах.
Дорогая дорога
Продолжающийся рост тарифов на фрахт оказывает все большее влияние на мировой рынок стали. Из-за высоких затрат на доставку торговля стальной продукцией между различными частями света затруднена, а цены на одну и ту же продукцию могут увеличиваться в одном регионе и снижаться в другом.
В частности, такие процессы происходят сейчас на рынке заготовок. Китайские компании, пользуясь своим доминирующим положением в Восточной Азии, подняли цены до 580-600 долларов за тонну C & F, практически не опасаясь серьезной конкуренции. Заготовки из Тайваня, Малайзии и СНГ, которые могут стать альтернативой для региональных прокатных предприятий, стоят не менее 590 долларов за тонну C & F. При этом даже такой дорогой заготовки не хватает. Китайские металлурги опасаются, что в октябре правительство увеличит экспортные пошлины на стальные полуфабрикаты от нынешних 15 до 20 и даже 25% и пока предпочитают воздерживаться от новых поставок.
В то же время компаниям, поставляющим заготовки в страны Персидского залива, приходится снижать цены FOB, чтобы компенсировать рост расходов на доставку. Стоимость заготовок на Ближнем Востоке не превышает 560-570 долларов за тонну C & F, тогда как турецкие экспортеры вынуждены продавать их по 500-520 долларов за тонну FOB , а украинские — по 500-510 долларов за тонну FOB. Из тех же соображений подешевела и арматура: украинская продукция — до примерно 560-570 долларов за тонну FOB , а турецкая — до 565-575 долларов за тонну FOB. Спад цен по сравнению с серединой сентября составляет около 10 долларов за тонну.
Впрочем, поставщики из СНГ не только проигрывают от подорожания фрахта. Так, украинская толстолистовая сталь вернулась в Южную Америку, где ранее львиная доля такой продукции закупалась в Китае и Бразилии. Украинские заводы способны поставлять толстый лист по 760-770 долларов за тонну C&F, тогда как бразильская продукция подорожала до 810 долларов за тонну, а китайская — до 820 долларов за тонну C&F.
Толстолистовая сталь — один из немногих видов стальной продукции, дорожающей по всему миру. Европейские трейдеры сообщают, что из-за роста тарифов на фрахт импортная продукция прибавила за сентябрь около 20 долларов за тонну и ныне приходит на рынок ЕС по 900 долларов за тонну CIF и дороже. В Восточной Азии японские металлурги подписали с китайскими судостроителями соглашения о поставках в четвертом квартале, подняв цены на 50 долларов за тонну по сравнению с предыдущими тремя месяцами — до 700 долларов за тонну FOB.
В отношении тонколистовой стали подобного прогресса не наблюдается. Китайские экспортеры сбавили свои предложения по горячекатаным рулонам от 620-630 долларов до 600-610 долларов за тонну FOB, но, скорее всего, реальные сделки будут заключаться в октябре из расчета не более 550-570 долларов за тонну FOB, не взирая на предполагаемое увеличение экспортной пошлины. Европейские металлургические компании, очевидно, не считают возможным повышение в октябре отпускных цен на горячий и холодный листовой прокат, составляющих соответственно около 480 и 545 евро за тонну ex-works в северной части региона, но надеются на подорожание импортной продукции. На рынке США планируется рост цен как на длинномерный, так и на плоский прокат в размере около 30 долларов за короткую тонну (907 кг), но независимые аналитики считают реализацию этого сценария маловероятной из-за слабости местного рынка.
Худшее впереди
Железная руда в китайских портах продолжает расти в цене. К концу сентября индийский 63,5%-ный концентрат подорожал до 160-165 долларов за тонну CIF, а закупки 64%-ного материала из Бразилии и Австралии обходятся китайцам еще дороже — около 180-185 долларов за тонну CIF. При этом существенного улучшения в обозримом будущем не ожидается: китайский импорт руды, по самым осторожным прогнозам, достигнет в этом году 370 млн. тонн, а в 2008-ом превысит (и значительно) 400 млн. тонн, поскольку в КНР планируется выплавить в будущем году около 530 млн. тонн стали.
Как считают многие аналитики, железная руда на мировом рынке будет в дефиците по меньшей мере до 2010 года, а цены все это время будут непрерывно подниматься. Только на 2008/2009 финансовый год ожидается повышение, по меньшей мере, на 25%. Лишь в 2011 году, когда вступят в строй новые крупные железорудные комбинаты, на рынке должен возникнуть долгожданный избыток предложения.
Китайское правительство и сами металлурги ищут выход из создавшегося кризисного положения. Так, например, власти немного сократили количество импортеров железной руды, предоставив на будущий год лицензии 70 сталелитейным и 42 трейдерским компаниям (ранее закупки были разрешены 118 фирмам). Национальная металлургическая ассоциация CISA, со своей стороны, призвала производителей стали заключать долгосрочные соглашения с поставщиками руды и вступать с ними в отношения стратегического партнерства.
Кое-что в этом отношении действительно делается. Так, компания Rizhao Steel подписала с бразильской горнодобывающей корпорацией CVRD письмо о намерениях, в котором говорится о проекте строительства в провинции Шаньдун завода по выпуску окатышей мощностью 2,5 млн. тонн в год. Большую часть расходов будет нести китайская сторона, тогда как бразильцы обеспечат поставку на предприятие железорудной мелочи.
Китайская компания Angang будет поддерживать намеченное слияние австралийских компаний Gindalbie Metals и Sundance Resources, которые намерены объединить свои ресурсы для совместной реализации пяти крупных железорудных проектов в Западной Австралии, а также в Камеруне. Другая китайская компания, Baotou Iron and Steel, которую недавно приобрела Baosteel, вложит более 30 млн. долларов в разведку австралийского месторождения Bungalow, права на разработку которого получила компания Centrex, на 10% принадлежащая китайцам. Предполагается, что половина продукции проектируемого ГОКа (3 млн. тонн в год) будет поставляться китайской компании.
Все это, безусловно, шаги в правильном направлении, но потребуются годы, чтобы они привели к каким-либо заметным положительным изменениям. В ближайшие же месяцы китайским металлургическим компаниям, зависимым от поставок импортной руды, придется как следует затянуть пояса. -- Укррудпром (Украина)