каждого своя правда. "Укррудпром (Украина)". 21 августа 2007
21.08.2007 - 15:42
После прошедшей недавно внеочередной сессии Запорожского областного совета страсти вокруг балки Средней вспыхнули с новой силой. И если депутаты отправились на летний отдых, то металлурги стали резко выказывать недовольство решением сессии. На "Запорожстали", "Днепроспецстали", Запорожском заводе ферросплавов прошли митинги трудящихся, выражающих протест против решения сессии.
Их неожиданно поддержали и представители Запорожского алюминиевого комбината, которые не имеют отношения к этому промышленному полигону отходов. Хотя, по большому счету, в самом решении нет ничего опасного для металлургов.
Депутаты приняли обращение в вышестоящие властные структуры с просьбой взять под контроль ситуацию в балке Средней для предотвращения экологической угрозы, а также соблюдения правовых норм в разработке этого техногенного месторождения. То есть они надеются на то, что казну будут пополнять налогами вместо незаконной выработки на полигоне в обход государства. Но прежде всего депутатов волновала угроза Днепру — источнику снабжения города питьевой водой . Дело в том, что сразу после Чернобыльской катастрофы правительство организовало научные изыскания для выявления альтернативных источников водоснабжения запорожского региона. Тогда никто не знал, как поведет себя выпавшая в днепровский бассейн радиация, как она будет продвигаться ниже по Днепру. Увы, альтернативы тогда найдено не было. Область стала заложником днепровских вод. Мощностей артезианских скважин не хватало для снабжения 800-тысячного города с его крупными промышленными предприятиями и, соответственно, большим водопотреблением. А недалеко от балки Средней находится водозабор, откуда пьют водицу жители всего левобережья. В общем, вполне понятная забота депутатов о своих избирателях. И не дай Бог случиться какой-нибудь поломке на водоводе, который оказался закопанным под залежами промышленных отходов. Попробуй доберись до места аварии…
"Учитывая вышеизложенное, — говорится в обращении народных избранников, — с целью стабилизации экологической и правовой ситуации в районе балки Средней Запорожский областной совет обращается к Министерству охраны окружающей природной среды Украины с просьбой принять меры для восстановления экологического баланса в районе техногенного месторождения минерального сырья "Балка Средняя", ликвидации условий возникновения новой критической техногенно-экологической ситуации в данном районе".
Металлургам очень не нравится, когда полигон называют техногенным месторождением. Для них больше подходит такое название, как производственный участок, или отдельный цех каждого предприятия, вывозящего туда отходы. И это также соответствует истине. Например, "Днепроспецсталь", чьи отвалы составляют наиболее лакомую часть полигона, уже вложила не один миллион в технологию глубокой переработки скрапа. Сырье дорожает, а тут все под рукой. Даже легенды ходят о закопанных некондиционных плавках эпохи индустриализации. Но порядок на этом участке навести так никому и не удается. Губернаторы меняются, а проблема свалки остается. Первым предложил забрать свалку под крышу государства Алексей Кучеренко. Ничего не получилось. Вернулся в Киев. Губернаторы из местных и не пытались нарушить правовой статус полигона. Как и нынешний губернатор Евгений Червоненко. Ему эта свалка также кровь портит, но от этого никуда не уйти. Особенно в период постоянной предвыборной кампании. Как тут не использовать такой фактор противоборствующим сторонам? Но митинги, а позже и общая конференция трудовых коллективов ведущих металлургических предприятий города проводились под лозунгами вероятного рейдерства со стороны не просто государства, а тех, кто придет осваивать заводские отвалы. Назывались даже вероятные фирмы. То есть, выборы еще и не начинались, а появилась уже реальная возможность передела собственности.
Что касается экологии, то, по мнению специалистов "Запорожстали", комбинат "вкладывает огромные суммы на модернизацию неотъемлемой части своего производства. Только для возведения стационарных тупиков на участке шлака мартеновского цеха потрачено порядка 18 млн. гривень, откуда ежесуточно в производство возвращается 70 тонн скрапа. Работает почти 40 единиц спецтехники. Охрана везде надежная — на отвалах восемь постов милиции. Все работы проводятся в соответствии со специальным проектом, который прошел государственную экспертизу. Под ним, кстати, стоят подписи не только инженеров, но и экологов. В Осокоровый залив шлаки не попадают — их отодвинули. По словам и. о. начальника группы ЛООС ОАО "Запорожсталь" Романа Кирьянова, были отодвинуты отвалы комбината в соответствии с требованием природоохранного законодательства на 100 м, что сделало невозможным попадание отходов в реку. То есть, от днепровского залива было убрано более 60 тыс. куб. м шлака. Берег укрепили суглинком. Основной целью очистки Нагорной канавы было понижение уровня воды в озере, в котором проходят водоводы питьевой воды. Наблюдения, проводимые за её уровнем в течение последних полутора лет после расчистки показывают, что никакого подтопления водоводов не было". Так утверждают специалисты комбината. И им в случае чего придется нести нешуточную ответственность за вышесказанное.
Да и в этом отношении у экологов к "Запорожстали" претензий нет. Все видят, сколько комбинат делает, и все понимают, что за год кислородно-конвертерное производство не пустишь, чтобы заменить стареющие мартены.
О том, что "Днепроспецсталь" выполняет все предписания, утверждает и председатель правления ДСС Даниэль Валк. И если запорожсталевцы долгое время имеют стабильное руководство, то на "Днепроспецстали" оно в последние годы постоянно меняется, что не может не влиять на жизнедеятельность предприятия. Сейчас все шишки сыплются на голову молодого руководителя. А его коллега с ферросплавного завода Павел Кравченко просто пообещал никого не пускать на территорию шлаковых отвалов, которые также являются звеном технологической цепочки всего производства. И он тоже по-своему прав! На сегодня промышленный полигон — собственность предприятий, а значит, попытка перевода его в сферу влияния государства — просто скрытая попытка получить контроль над лакомыми кусочками сырьевого пирога. Ведь получив право на полигон, можно будет и выдвигать любые условия. В зависимости от ситуации. Например, централизовав разработку скрапа, и тут же реализуя его самим же его производителям. А почему бы и нет? Это и политический аспект, ведь за предприятиями стоят собственники, которые вынуждены поддерживать ту или иную политическую силу. В последние годы оказывается выгоднее поддерживать и тех, и других. Но это уже нюансы политических интриг, от которых устало и население, и производственники. Особенно, когда доверие к судебной власти потеряно, рейдерство становится нормой перераспределения собственности, а экологические проблемы уже не просто кричат, а вопиют о необходимости срочного их решения. Но разве можно их решать, когда у страдающей стороны остается всего лишь лишь 35% суммы штрафов за нарушения экологического законодательства. Остальное уходит в Киев, распределяясь чиновниками. Как это делается — ни для кого не секрет. Страдают же запорожцы, криворожане, мариупольцы… -- Укррудпром (Украина)